ГАПОУ СО «Новоузенский агротехнологический техникум»
Батыргалиева Г.Б. преподаватель
Технологическая карта открытого занятия
по учебной дисциплине ОП.05 Основы проектирования баз данных
на тему: База данных в электронной таблице Excel.
Методические цели открытого учебного занятия:
- Общая: показать пути саморазвития и самосовершенствования обучающихся путем сознательного и активного приобретения нового опыта;
- Частные: 1.показать возможность методики организации самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся с применением ИКТ.
2. показать возможные приемы инклюзивного обучения.
3. демонстрация применения технологий BYOD и интернет ресурсов.
Технологическая карта занятия
Преподаватель: Батыргалиева Г.Б.
|
Группа 2-го курса специальности
|
09.02.07 Информационные системы и программирование
|
Дата проведения: 20.01.20 г.
|
Тема: База данных в электронной таблице Excel.
Вид занятия: урок
Тип урока: Урок - исследование
Продолжительность занятия: 45 минут
Место проведения: кабинет информатики, программирования и баз данных
Цели занятия:
Образовательные:
- дать представление о базе данных, форматировании списков, дополнительных свойств сортировки, промежуточных итогов;
- изучить особенности табличного процессора как базы данных;
- научить анализировать результат работы табличного процессора.
Развивающие:
- продолжить формирование умений обработки данных;
- способствовать развитию умения выдвигать гипотезы для решения проблемы, аргументировать свою точку зрения, создавать целостное видение проблемы, способствовать формированию навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности;
- развивать навык рационального использования времени.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к научным достижениям и изобретениям человечества;
- воспитывать уважение к чужому труду и ответственность за коллективный труд.
Формирование компетенций:
общих:
ОК.1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК.3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК.4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами .
ОК.9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК.11 Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
профессиональных:
- 11.1. Осуществлять сбор, обработку и анализ информации для проектирования баз данных.
- 11.2. Проектировать базу данных на основе анализа предметной области.
Межпредметные связи:
- обеспечивающие: математика, информатика;
- обеспечиваемые: основы экономики, менеджмента и маркетинга; ПМ.04 Разработка, администрирование и защита баз данных.
Средства обучения: мультимедийный проектор, презентационный материал, компьютерный класс.
Информационное обеспечение занятия:
- презентация по теме урока, раздаточный материал:
- Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: практикум для
профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. .С. Цветковой. — М., 2016.
- Голицына О.Л. Базы данных. М.: Форум, Сер: Профессиональное образование. 2015. -399 с.
интернет-ресурсы:
1. Международный научный журнал «Молодой ученый» http://www.moluch.ru/
2. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. Методическая служба. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php - // Электронный ресурс.
3. Лазицкас Е. А. Базы данных и системы управления базами данных [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. А. Лазицкас, И. Н. Загумённикова, П. Г. Гилевский. — Электрон. текстовые данные. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2016. — 268 c. — 978-985-503-558-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67612.htm
Ход занятия
№ п/п
|
Элементы занятия
|
Примерное время (мин.)
|
Содержание занятия
|
Методы и приемы обучения
|
Средства обучения
|
1
|
Организационный момент
|
1
|
Проверка готовности обучающихся к занятию и создание положительного эмоционального фона
|
Диалог преподавателя с обучающимися
|
Мультимедийный проектор, компьютер, презентация
|
2
|
Актуализация темы занятия и мотивация обучающихся
|
5
|
1) Загадки о специальности
3) Определение слова «программист».
1.Разминка
ВОПРОСЫ РАЗМИНКИ:
(Презентация к уроку)
Слайд № 2-8
- Что представляет собой табличный процессор MicrosoftExcel?
- Из чего состоит электронная книга?
- Назовите основные возможности программы MicrosoftExcel?
- Документом Microsoft Excel является файл с произвольным именем и расширением …
- Ячейка таблицы обладает …
- Какие существуют типы данных в электронных таблицах?
- Какие могут использоваться ссылки на адреса ячеек?
- Тестирование для студентов с ОВЗ.
- Сообщение темы, цели и задач урока.
(Презентация к уроку)
Слайд № 10,11
Тема урока: База данных в электронной таблице Excel.
- База данных – набор данных, распределенных по строкам и столбцам для удобного поиска, систематизации и редактирования.
- Запись – строка в базе данных (БД), включающая информацию об одном объекте.
- Поле – столбец в БД, содержащий однотипные данные обо всех объектах.
Записи и поля БД соответствуют строкам и столбцам стандартной таблицы Microsoft Excel.
|
Постановка проблемы, подводящей к самостоятельной формулировке темы обучающимися.
Диалог,
выполнение заданий,
подводящий к теме занятия.
Самостоятельная работа студентов
|
Мультимедийный проектор, компьютер, презентация
Компьютерная программа для индивидуального тестирования
|
3
|
Проблемно-поисковый этап
|
20
|
1. Выполнение исследовательской работы студентами согласно инструкционной карте.
Преподаватель организует индивидуальную самостоятельную аналитическую работу.
Методология исследования заключается в том, чтобы, студенты ознакомились с результатами частично выполненных заданий, по аналогии завершили их выполнение и на основе результатов сделать выводы об организации списков данных, сортировки и промежуточных итогов.
Преподаватель осуществляет индивидуальное взаимодействие с каждым обучающимся, осуществляет консультативную помощь.
2. Подведение промежуточных результатов.
Вопросы по работе со списком:
- Для чего мы производим форматирование списков?
- Что такое запись?
- Что такое поле?
Вопросы по сортировке:
- Каким образом можно отсортировать данные в столбце/строке?
- Как отсортировать список по двум и более ключам?
- Как записываются абсолютные и относительные адреса ячеек?
Вопросы по проведению итоговых расчетов:
- Как получить предварительные результаты?
- Как правильно подвести Итоги?
- Каким образом осуществляется построение диаграммы?
- Какие данные отображаются в диаграмме?
|
Самостоятельное выполнение практической работы.
Представление результатов работ.
|
Мультимедийный проектор компьютер, презентация.
|
4
|
Применение полученных знаний в новой ситуации.
|
15
|
1. Применение результатов проведённых изысканий выполнение обработки данных таблицы на четвёртом листе.
2. Представление разработанных итоговых данных.
Студент акцентирует внимание на тонкостях выполнения задания и индивидуальных настройках.
3. Оценка результатов самостоятельной работы
|
Самостоятельное выполнение практической работы.
Представление результатов работ.
|
Мультимедийный проектор, компьютер
|
5
|
Подведение итогов. Рефлексия.
|
3
|
Преподаватель подводит итоги урока: спрашивает о том, что нового они узнали на уроке, обсуждает степень выполнения ими поставленных в начале урока задач, уровень усвоения материала.
Подведение итогов исследования (Слайд № 20) в форме вопросов и ответов цепочкой.
Отрасли применения баз данных (Слайд №21 Преподаватель подводит итоги урока: спрашивает о том, чему научились, что нового узнали на уроке? Преподаватель обсуждает степень выполнения студентами ими поставленных в начале урока задач, уровень усвоения материала.
Объявление оценки за урок.
|
Диалог преподавателя с обучающимися.
|
|
6
|
Домашнее задание
|
1
|
Домашнее задание:
- Создать базу данных в MS Excel «Клиенты».
- Подготовить сообщение на тему "Базы данных и системы управления базами
данных"
|
Монолог преподавателя, комментирование задания.
|
Мультимедийный проектор компьютер, презентация
|
|