ГАПОУ СО "Новоузенский агротехнологический техникум"
Ионов А.С. Философия. Введение. методическая разработка занятия №1
Лекция. Тесты. Технологическая карта занятия.
ссылка на работу https://yadi.sk/d/2DWILKfe3P558L
Лекция №1
Тема: «Введение. Философия, её роль в жизни человека и общества».
План:
1.Понятие мировоззрения и его структура.
(Общее понятие мировоззрения.
Четыре основных компонента мировоззрения:
1) познавательный;
2)ценностно-нормативный;
3)морально-волевой;
4)практический.
Основные виды мировоззрения: мифология и религия.)
2. Философия как мировоззрение.
(Специфика философского знания.Космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм – стадии эволюции философского мировоззрения.)
1. Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов, на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т.д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения- мифологическое, художественное, религиозное и т.д.
Другой аспект этого вопроса связан с рассмотрением различных уровней отражения действительности. Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане – мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение – это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Таким образом, философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.
Наконец, отметим еще один – исторический аспект разграничения философии и мировоззрения. Речь идет о том, что философия – это самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и религии. В связи с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает мировоззрение, представляющее или мифологическое мироощущение, или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства.
Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем.
В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
- мифология;
- религия;
- философия.
- Мифология – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:
- происхождение Вселенной, Земли и человека;
- объяснение природных явлений;
- жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его движения;
- вопросы чести, долга, этики и нравственности.
Чертами мифа являются:
- очеловечивание природы;
- наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;
- отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);
- практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т.д.);
- однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
- Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
Религия исследует вопросы те же, что и миф:
- происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;
- объяснение природных явлений;
- поступки, судьба человека;
- нравственно-этические проблемы.
Основными мировыми религиями являются:
- христианство;
- ислам;
- буддизм;
Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии:
- синтоизм;
- индуизм;
- иудаизм
Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:
- объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);
- культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);
- нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).
- Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
- основано на знании (а не на вере либо вымысле);
- рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
- логично (имеет внутреннее единство и систему);
- опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
2. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
- космоцентризм;
- теоцентризм;
- антропоцентризм.
Космоцентризм–философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы, через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил –Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а так же Древней Греции)
Технологическая карта занятия № 1 по дисциплине Основы философии
Курс
|
2
|
Специальность
|
38.02.01,36.02.01,110809,09.02.05,19.02.10
|
Тема занятия
|
Введение:
Философия, ее роль в жизни человека и общества.
|
Вид занятия
|
Лекция
|
Цели занятия:
|
|
Дидактическая
|
Обеспечить условия для усвоения следующих дидактических единиц:
общее понятие мировоззрения;
четыре основных компонента мировоззрения:
- познавательный
- ценностно-нормативный,
- морально-волевой,
- практический;
основные виды мировоззрения:
мифология и религия;
специфика философского знания;
космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм–стадии эволюции философского мировоззрения;
роль философии в жизни человека и общества.
|
Развивающая и воспитательная
|
Развивать у студентов интерес и потребности к самостоятельному и творческому мышлению, умение осуществлять поиск и использование необходимой информации, организовывать собственную деятельность.
Формировать способности и умения оценивать исторические события и факты действительности с позиций целостного представления о мире и месте человека в нем, признания ценностей гуманизма и духовного плюрализма.
|
Формирование ОК
|
ОК 1- ОК 9
|
Межпредметные связи
|
Русский язык и культура речи, обществознание, история
|
Обеспечение занятия:
|
|
технологическое
|
Персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентационный материал «Основы философии. Введение», «Фолософия в системе мировоззрения», звуковые колонки
|
методическое
|
Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М; 2012
Электронный учебник (пособие по философии)
|
Содержание занятия
|
№ эле-мента урока, время
|
Элементы занятия, учебные вопросы
|
Методы и приёмы обучения
|
Нагляд.
пособия,
ТСО
|
1.
1 мин.
|
Оргмомент:
проверка отсутствующих и готовности к занятию
|
Диалог преподавателя со студентами
|
|
2.
2 мин.
|
Актуализация и мотивация темы
|
Монолог преподавателя
|
|
3.
68 мин.
|
Изучение нового материала
План:
1.Понятие мировоззрения и его структура.
(Общее понятие мировоззрения. Четыре основных компонента мировоззрения:
1) познавательный;
2) ценностно-нормативный;
3) морально-волевой;
4) практический;
Основные виды мировоззрения: мифология и религия.)
2. Философия как мировоззрение.
(Специфика философского знания. Космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм – стадии эволюции философского мировоззрения.
Роль философии в жизни человека и общества.)
|
Объяснение преподавателя
|
Презента-ции
«Основы филосо-фии. Введение, «Филосо-фия в системе мировоз-зрения», Электрон-ный учебник(пособие по филосо-фии)
|
4.
16 мин.
|
Закрепление пройденного материала:
- Что нового вы сегодня узнали об учебной дисциплине Основы Философии?
- Если вас нечего не заинтересовало, попробуйте понять, что тому причиной: философия или вы сами? Сформулируйте свои аргументы «за» или «против» философии.
- Что такое мировоззрение? Какие уровни и типы мировоззрения вы знаете?
- Как соотносится философия и мифология? Как вы думаете, исчезла ли мифология после возникновения философии? Существует ли мифология в современном обществе?
|
Устный индивидуальный опрос, (работа в команде)
|
|
5.
3 мин.
|
Подведение итогов занятия:
Домашнее задание
Найдите, используя Интернет, любые справочные пособия, какие-нибудь интересные высказывания о философии или философов- о жизни.
|
Монолог преподавателя
|
|
весь материал занятия https://yadi.sk/d/2DWILKfe3P558L
|
|