Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
"Новоузенский агротехнологический техникум"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ » РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦДИСЦИПЛИН И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ

Ионов А.С.Философия. Введение. разработка - методический комплекс
[ · Скачать удаленно () ] 25.10.2017, 10:47

ГАПОУ СО "Новоузенский агротехнологический техникум"

Ионов А.С. Философия. Введение. методическая разработка  занятия №1

Лекция. Тесты. Технологическая карта занятия.

ссылка на  работу https://yadi.sk/d/2DWILKfe3P558L

Лекция №1

Тема: «Введение. Философия, её роль в жизни человека и общества».

План:

1.Понятие мировоззрения и его структура.
(Общее понятие мировоззрения.
Четыре основных компонента мировоззрения:

1) познавательный;
2)ценностно-нормативный;
3)морально-волевой;
4)практический.

Основные виды мировоззрения: мифология и религия.)

2. Философия как мировоззрение.

(Специфика философского знания.Космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм – стадии эволюции философского мировоззрения.)

1. Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов, на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т.д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения- мифологическое, художественное, религиозное и т.д.

Другой аспект этого вопроса связан с рассмотрением различных уровней отражения действительности. Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане – мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение – это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Таким образом, философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.

Наконец, отметим еще один – исторический аспект разграничения философии и мировоззрения. Речь идет о том, что философия – это самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и религии. В связи с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает мировоззрение, представляющее или мифологическое мироощущение, или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства.

Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем.
В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:

  • мифология;
  • религия;
  • философия.
  1. Мифология – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
    Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:
  • происхождение Вселенной, Земли и человека;
  • объяснение природных явлений;
  • жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его движения;
  • вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Чертами мифа являются:

  • очеловечивание природы;
  • наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;
  • отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);
  • практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т.д.);
  • однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
  1. Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
    Религия исследует вопросы те же, что и миф:
  • происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;
  • объяснение природных явлений;
  • поступки, судьба человека;
  • нравственно-этические проблемы.

Основными мировыми религиями являются:

  • христианство;
  • ислам;
  • буддизм;

Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии:

  • синтоизм;
  • индуизм;
  • иудаизм

Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:

  • объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);
  • культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);
  • нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).
  1. Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
  • основано на знании (а не на вере либо вымысле);
  • рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
  • логично (имеет внутреннее единство и систему);
  • опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

2. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

  • космоцентризм;
  • теоцентризм;
  • антропоцентризм.

Космоцентризм–философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы, через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил –Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а так же Древней Греции)

 

Технологическая карта занятия № 1 по дисциплине Основы философии

Курс

2

Специальность

38.02.01,36.02.01,110809,09.02.05,19.02.10

Тема занятия

Введение:

Философия, ее роль в жизни человека и общества.

Вид занятия

Лекция

Цели занятия:

 

Дидактическая

Обеспечить условия для усвоения следующих дидактических единиц:

общее понятие мировоззрения;

четыре основных компонента мировоззрения:

  1. познавательный
  2. ценностно-нормативный,
  3. морально-волевой,
  4. практический;

основные виды мировоззрения:

мифология и религия;

специфика философского знания;

космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм–стадии эволюции философского мировоззрения;

роль философии в жизни человека и общества.

Развивающая и воспитательная

Развивать у студентов интерес и потребности к самостоятельному и творческому мышлению, умение осуществлять поиск и использование необходимой информации, организовывать собственную деятельность.

Формировать способности и умения оценивать исторические события и факты действительности с позиций целостного представления о мире и месте человека в нем, признания ценностей гуманизма и духовного плюрализма.

Формирование ОК

ОК 1- ОК 9

Межпредметные связи

Русский язык и культура речи, обществознание, история

Обеспечение занятия:

 

технологическое

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентационный материал «Основы философии. Введение», «Фолософия в системе мировоззрения», звуковые колонки

методическое

Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М; 2012

Электронный учебник (пособие по философии)

 

 

Содержание занятия

№ эле-мента урока, время

 

Элементы занятия, учебные вопросы

Методы и приёмы обучения

Нагляд.

пособия,

ТСО

1.

1 мин.

Оргмомент:

проверка отсутствующих и готовности к занятию

Диалог преподавателя со студентами

 

2.

2 мин.

Актуализация и мотивация темы

Монолог преподавателя

 

3.

68 мин.

Изучение нового материала

План:

1.Понятие мировоззрения и его структура.

(Общее понятие мировоззрения. Четыре основных компонента мировоззрения:

1) познавательный;

2) ценностно-нормативный;

3) морально-волевой;

4) практический;

Основные виды мировоззрения: мифология и религия.)

 

2. Философия как мировоззрение.

(Специфика философского знания. Космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм – стадии эволюции философского мировоззрения.

Роль философии в жизни человека и общества.)

Объяснение преподавателя

Презента-ции

«Основы филосо-фии. Введение, «Филосо-фия в системе мировоз-зрения», Электрон-ный учебник(пособие по филосо-фии)

4.

16 мин.

Закрепление пройденного материала:

  1. Что нового вы сегодня узнали об учебной дисциплине Основы Философии?
  2. Если вас нечего не заинтересовало, попробуйте понять, что тому причиной: философия или вы сами? Сформулируйте свои аргументы «за» или «против» философии.
  3. Что такое мировоззрение? Какие уровни и типы мировоззрения вы знаете?
  4. Как соотносится философия и мифология? Как вы думаете, исчезла ли мифология после возникновения философии? Существует ли мифология в современном обществе?

Устный индивидуальный опрос, (работа в команде)

 

5.

3 мин.

 

 

 

 

Подведение итогов занятия:

 

Домашнее задание

Найдите, используя Интернет, любые справочные пособия, какие-нибудь интересные высказывания о философии или философов- о жизни.

Монолог преподавателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 весь материал занятия https://yadi.sk/d/2DWILKfe3P558L

 

 

 

 

 

 

Категория: РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦДИСЦИПЛИН И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ | Добавил: agroteg | Теги: Философия, Ионов А.С., новоузенский техникум
Просмотров: 295 | Загрузок: 173 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

"ГАПОУ СО "Новоузенский агротехнологический техникум"

413362 Саратовская область, город Новоузенск, улица Трутнева, дом № 48

Тел: (84562) 2-80-91

E-mail: ntexnikum@mail.ru

Конструктор сайтов - uCoz