Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
"Новоузенский агротехнологический техникум"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ » РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦДИСЦИПЛИН И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ

Лисецкий В.В. География (методическая разработка)
25.12.2018, 00:48

ГАПОУ СО "Новоузенский агротехнологический техникум"

Преподаватель: Лисецкий В. В.

Методическая разработка по дисциплине: география

Тема: Численность и воспроизводство населения мира, демографическая политика

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы:

  • словесный (объяснение нового материала, эвристическая беседа, фронтальная беседа),
  • практический (работа с картами атласа, учебником, дополнительным материалом),
  • исследовательский

Технологии обучения: проблемно-поисковые, обучение на основе «проблемных ситуаций»

Оборудование: учебник «География мира» 10 класса, географический атлас для 10 класса, статистический материал

Цель. Знакомство с численностью, воспроизводством населения и демографической политикой.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с новыми понятиями «воспроизводство населения», «типы воспроизводства населения», «демографический взрыв», «демографический кризис», «депопуляция», «демографическая политика», с численностью населения мира, ее динамикой;
  • учить характеризовать типы воспроизводства населения в разных странах мира
  • объяснять соотношение населения к регионам мира;
  • формировать практические умения работать с разными источниками знаний, анализировать их, делать выводы;

Развивающие:

  • развивать у учащихся творческое мышление;
  • развивать познавательный интерес, творческие способности, навыки самостоятельного приобретения знаний.

Воспитывающие:

  • воспитывать информационную культуру;
  • прививать интерес к предмету;
  • воспитывать умение работать в коллективе

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы:

  • словесный (объяснение нового материала, эвристическая беседа, фронтальная беседа),
  • практический (работа с картами атласа, учебником, дополнительным материалом),
  • исследовательский

Технологии обучения: проблемно-поисковые, обучение на основе «проблемных ситуаций»

Оборудование: учебник « География мира» 10 класса, географический атлас для 10 класса, статистический материал

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка подготовленности класса к уроку.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  1. Изучение нового материала.
  1. Динамика численности населения.

В мире издавна существовал интерес к численности населения. Необходимо было знать численность рабочей силы, возможности для формирования армии, сбора налогов и т.д. Впервые учет численности населения приводился 4 тыс. лет назад в государствах Востока – Египте, Китае, Индии. Позднее учет проводили в Древней Греции и Древнем Риме. С начала XIX века в мире было проведено более 2 тыс. переписей. В настоящее время в мире (за исключением Омана и Катара) не осталось стран, в которых не было бы переписи. Переписи проводятся в большинстве стран мира каждые 10 лет в отличие от учета численности населения. Которые несут функцию лишь узнать численность населения. Переписи включают много вопросов и поэтому дают более подробную демографическую картину.

По подсчетам статистиков-демографов, за всю историю человечества на Земле родилось более 80 млрд. человек. Ежегодно в мире рождается 140 млн. человек. Каждую секунду появляются 3 человека, каждую минуту – 175, каждый час – 10,4 тыс., каждые сутки – 250 тыс. новых землян. Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург, каждый месяц – население такой страны, как Австралия или Тунис.

Население вплоть до XVII-XVIII веков росло медленно и к тому неравномерно. В чем причины, небольшого роста населения до XX века? (Эпидемии, частые войны, нехватка продовольствия, низкий уровень жизни, недостаточно развитая медицина.). в течение XIX века численность населения возросла на 710 млн. человек, а в течение XX века – на 4590 млн. Причем наибольшие темпы роста населения пришлись на 60-80-е годы XX века, когда число жителей планеты выросло более чем в 1,5 раза. Такой резкий скачок численности населения получил название «демографический взрыв». Он явился результатом резкого снижения смертности во всех возрастных группах вследствие улучшения медицинского обслуживания, развития методов борьбы с эпидемиями (прежде всего в развивающихся странах)

  1. Численность население мира.

 

Численность население мира в настоящее время составляет более 6 млрд. человек.

Страны мира резко различаются по числу жителей. Анализ карты стран с численностью населения. 

  1. Воспроизводство население.

Динамику численности населения определяет процесс воспроизводства населения. Это соотношение рождаемости и смертности, обеспечивающие беспрерывное возобновление и смену людских поколений. Рождаемость и смертность – это число родившихся или умерших за год в расчете на 1000 жителей.

Разница между рождаемостью и смертностью называется естественным приростом.

Р – С = ЕП Р - рождаемость, С – смертность, ЕП – естественный прирост.

Учащиеся с помощью карт атласа заполняют таблицу «Естественный прирост населения» После заполнения и анализа таблицы учащиеся делают вывод. Высокий уровень естественного прироста характерен для стран с низким уровнем экономики, развивающимся странам. Для стран с высоким уровнем развития экономики характерен средний и низкий уровень прироста населения. Проверка качества заполнения таблицы происходит с помощью слайда № 9.

  1. Два типа воспроизводства населения.

Выделяются два типа воспроизводства населения. Которые имеют свои характерные черты. (Слайд № 10)

Первый тип воспроизводства населения

Второй тип воспроизводства населения

  • Низкие показатели рождаемости, смертности и естественного проста
  • Стабилизация численности населения
  • «старение» населения (т.е увеличение доли пожилых людей в общей численности населения)
  • Высокий естественный прирост за счет высокой рождаемости и относительно низкие показатели смертности
  • Постоянное увеличение численности населения
  • Большая доля людей молодого возраста в общей численности населения.

«Формула воспроизводства» населения

13 – 9 = 4

«Формула воспроизводства» населения

29 – 9 = 20

Характерен для стран Зарубежной Европы, СНГ, Северной Америки, Австралии и Японии

Характерен для стран Африки, Латинской Америки и Зарубежной Азии

Учащиеся определяют разницу двух пирамид. Почему они имеют именно такой вид? По каким параметрам можно судить о ее принадлежности к тому или иному типу воспроизводства населения?

Суженный тип воспроизводства характерен для стран с «нулевым» или близким к нему естественным приростом, т.е. такие страны, где смертность превышает рождаемость. Демографы называют это явление депопуляцией или демографическим кризисом.

Для расширенного типа характерны высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности.

Депопуляция (от франц. Depopulation) – уменьшение населения страны, района в результате суженного воспроизводства. Приводящего и его к абсолютной убыли.

Социально-экономические причины, вызывающие невысокие показатели рождаемости:

  • Высокий уровень социально-экономического развития (в семье растут доходы, и уменьшается число детей);
  • Высокий уровень урбанизации – 75%, быстрый рост доходов (в сельской местности рождаемость выше, в городах рождаемость ниже);
  • Изменение статуса женщин, эмансипация и появление новой системы ценностей;
  • Увеличение доли старших возрастов – «старение нации» (в Великобритании, Франции и др.), уменьшение возраста молодых;
  • Последствие войн, и военных конфликтов, терроризм;
  • Природные и техногенные катастрофы.

Социально-экономические причины, вызывающие высокие показатели рождаемости:

  • Низкий уровень развития экономики, с преобладанием сельского хозяйства
  • Невысокий уровень урбанизации – 41% (в сельской местности рождаемость выше);
  • Своеобразный общественный уклад. Религиозные обычаи, поощряющие многодетность;
  • Подневольное положение женщин, ранние браки;
  • Использование достижений современной медицины для борьбы с эпидемическими заболеваниями, улучшение санитарной культуры;
  • Запреты по планированию семьи в мусульманских странах. (Слайд № 11)

Слайд № 12 анализ и сравнение таблиц с показателями стран с высокими и низкими показателями прироста населения.

  1. Демографическая политика

Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желаемом для себя направлении.

Демографическая государственная политика в зависимости от своей направленности дает определенные результаты. В основном ее действенность направляется в изменении рождаемости в стране. В странах с первого типа воспроизводства населения демографическая политика направлена на повышения рождаемости, а второго типа – наоборот, на уменьшение. (Слайд № 13)

Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства

Демографическая политика в странах второго типа воспроизводства

  • Единовременные ссуды молодоженам
  • Пособие при рождении каждого ребенка
  • Ежемесячные пособия для детей
  • Оплачиваемые отпуска
  • Принята национальная программа планирования семьи
  • Повышен возраст вступления в брак
  • Производится добровольная стерилизация населения
  • Политический девиз: нас двое – нам двоих

Первой страной, где приняты меры по стимулированию рождаемости, была Франция. Наибольшей результативности в снижении рождаемости добились Китай и Индия. В настоящее время в этих странах годовой прирост населения ниже среднемирового. Их примеру последовали Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Индонезия и некоторые другие развивающие страны.

Особые сложности в проведении демографической политики имеются в арабско-мусульманских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, а также в странах тропической Африки, где сохраняются национальные традиции многодетных семей.

  1. Закрепления нового материала

Учащиеся отвечают на вопросы учебника.

  1. «Как вы объясните?» № 1
  2. «Как выдумаете?» № 1, № 4
  3. «Знаете ли вы?» №1
  4. «Можете ли вы?» №2,5,6а
  5. Почему в развивающихся странах так упорно сохраняется высокая рождаемость?
  6. Какую демографическую политику вы порекомендовали бы вы среднеразвитой стране с немногочисленным населением и значительными резервами пригодных для обработке земель?
  7. Какую демографическую политику вы бы порекомендовали правительству страны с низким уровнем развития, высокой плотностью населения, ограниченными землями под пашню?
  1. Домашнее задание.
  1. изучить параграф 19, выполнить задание 4 на стр.
  1. Закрепление изученного материала.

Вопросы

  1. Как изменилась численность населения Земли на протяжении последних столетий?
  2. Объясните понятия «воспроизводство», «демографический кризис», «демографическая политика»
  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок (с комментированием)

 

 

Категория: РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦДИСЦИПЛИН И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ | Добавил: agroteg | Теги: разработка по географии 10 класс, новоузенский техникум
Просмотров: 295 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

"ГАПОУ СО "Новоузенский агротехнологический техникум"

413362 Саратовская область, город Новоузенск, улица Трутнева, дом № 48

Тел: (84562) 2-80-91

E-mail: ntexnikum@mail.ru

Конструктор сайтов - uCoz