Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ » РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦДИСЦИПЛИН И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ |
25.12.2018, 00:48 | |||||||||||||
ГАПОУ СО "Новоузенский агротехнологический техникум" Преподаватель: Лисецкий В. В. Методическая разработка по дисциплине: география Тема: Численность и воспроизводство населения мира, демографическая политикаФорма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах. Тип урока: изучение нового материала. Методы и приемы:
Технологии обучения: проблемно-поисковые, обучение на основе «проблемных ситуаций» Оборудование: учебник «География мира» 10 класса, географический атлас для 10 класса, статистический материал Цель. Знакомство с численностью, воспроизводством населения и демографической политикой. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитывающие:
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах. Тип урока: изучение нового материала. Методы и приемы:
Технологии обучения: проблемно-поисковые, обучение на основе «проблемных ситуаций» Оборудование: учебник « География мира» 10 класса, географический атлас для 10 класса, статистический материал Ход урока.
Приветствие учащихся, проверка подготовленности класса к уроку.
В мире издавна существовал интерес к численности населения. Необходимо было знать численность рабочей силы, возможности для формирования армии, сбора налогов и т.д. Впервые учет численности населения приводился 4 тыс. лет назад в государствах Востока – Египте, Китае, Индии. Позднее учет проводили в Древней Греции и Древнем Риме. С начала XIX века в мире было проведено более 2 тыс. переписей. В настоящее время в мире (за исключением Омана и Катара) не осталось стран, в которых не было бы переписи. Переписи проводятся в большинстве стран мира каждые 10 лет в отличие от учета численности населения. Которые несут функцию лишь узнать численность населения. Переписи включают много вопросов и поэтому дают более подробную демографическую картину. По подсчетам статистиков-демографов, за всю историю человечества на Земле родилось более 80 млрд. человек. Ежегодно в мире рождается 140 млн. человек. Каждую секунду появляются 3 человека, каждую минуту – 175, каждый час – 10,4 тыс., каждые сутки – 250 тыс. новых землян. Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург, каждый месяц – население такой страны, как Австралия или Тунис. Население вплоть до XVII-XVIII веков росло медленно и к тому неравномерно. В чем причины, небольшого роста населения до XX века? (Эпидемии, частые войны, нехватка продовольствия, низкий уровень жизни, недостаточно развитая медицина.). в течение XIX века численность населения возросла на 710 млн. человек, а в течение XX века – на 4590 млн. Причем наибольшие темпы роста населения пришлись на 60-80-е годы XX века, когда число жителей планеты выросло более чем в 1,5 раза. Такой резкий скачок численности населения получил название «демографический взрыв». Он явился результатом резкого снижения смертности во всех возрастных группах вследствие улучшения медицинского обслуживания, развития методов борьбы с эпидемиями (прежде всего в развивающихся странах)
Численность население мира в настоящее время составляет более 6 млрд. человек. Страны мира резко различаются по числу жителей. Анализ карты стран с численностью населения.
Динамику численности населения определяет процесс воспроизводства населения. Это соотношение рождаемости и смертности, обеспечивающие беспрерывное возобновление и смену людских поколений. Рождаемость и смертность – это число родившихся или умерших за год в расчете на 1000 жителей. Разница между рождаемостью и смертностью называется естественным приростом. Р – С = ЕП Р - рождаемость, С – смертность, ЕП – естественный прирост. Учащиеся с помощью карт атласа заполняют таблицу «Естественный прирост населения» После заполнения и анализа таблицы учащиеся делают вывод. Высокий уровень естественного прироста характерен для стран с низким уровнем экономики, развивающимся странам. Для стран с высоким уровнем развития экономики характерен средний и низкий уровень прироста населения. Проверка качества заполнения таблицы происходит с помощью слайда № 9.
Выделяются два типа воспроизводства населения. Которые имеют свои характерные черты. (Слайд № 10)
Учащиеся определяют разницу двух пирамид. Почему они имеют именно такой вид? По каким параметрам можно судить о ее принадлежности к тому или иному типу воспроизводства населения? Суженный тип воспроизводства характерен для стран с «нулевым» или близким к нему естественным приростом, т.е. такие страны, где смертность превышает рождаемость. Демографы называют это явление депопуляцией или демографическим кризисом. Для расширенного типа характерны высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности. Депопуляция (от франц. Depopulation) – уменьшение населения страны, района в результате суженного воспроизводства. Приводящего и его к абсолютной убыли. Социально-экономические причины, вызывающие невысокие показатели рождаемости:
Социально-экономические причины, вызывающие высокие показатели рождаемости:
Слайд № 12 анализ и сравнение таблиц с показателями стран с высокими и низкими показателями прироста населения.
Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желаемом для себя направлении. Демографическая государственная политика в зависимости от своей направленности дает определенные результаты. В основном ее действенность направляется в изменении рождаемости в стране. В странах с первого типа воспроизводства населения демографическая политика направлена на повышения рождаемости, а второго типа – наоборот, на уменьшение. (Слайд № 13)
Первой страной, где приняты меры по стимулированию рождаемости, была Франция. Наибольшей результативности в снижении рождаемости добились Китай и Индия. В настоящее время в этих странах годовой прирост населения ниже среднемирового. Их примеру последовали Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Индонезия и некоторые другие развивающие страны. Особые сложности в проведении демографической политики имеются в арабско-мусульманских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, а также в странах тропической Африки, где сохраняются национальные традиции многодетных семей.
Учащиеся отвечают на вопросы учебника.
Вопросы
| |||||||||||||
Просмотров: 295 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |