Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
"Новоузенский агротехнологический техникум"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
agroteg
Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ » РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦДИСЦИПЛИН И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ

Лисецкий В.В.Методическая разработка внеклассного мероприятия «СССР в 1953-1964 гг»
[ · Скачать удаленно () ] 14.06.2021, 22:22

ГАПОУ СО «Новоузенский агротехнологический техникум»

ссылка на материал Лисецкий В.В. методическая разработка "СССР в 1953-1964 гг" Внеклассное мероприятие

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«СССР в 1953-1964 гг»

Подготовил: Лисецкий В.В., преподаватель истории

                   

г. Новоузенск 2021 г.

 

Вид урока: комбинированный итоговый урок-практикум.

Цель урока: способствовать формированию более углублённого представления об изменениях в советском обществе в период с 1953 по 1964 год; о личности Никиты Сергеевича Хрущёва и об особенностях преобразований, им предпринятых.

Задачи занятия:

- познакомить учащихся с документами «хрущёвского» периода, отражающими изменения в экономической, политической и духовной жизни советского общества:

- способствовать формированию умений анализировать и комментировать источники, извлекать из них максимум информации, делать обобщающие выводы, развивать исследовательские навыки;

- развивать у учащихся критическое мышление.

Оборудование урока:

- официальный портрет Председателя Совета Министров СССР и Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущёва;

- политическая карта мира;

- социально-экономическая карта СССР;

- выставка газет и журналов того времени;

- выставка антирелигиозных брошюр и плакатов той эпохи;

- выставка партийно-политической литературы хрущёвского времени;

- раздаточный материал (ксерокопии документов);

- компьютер и мультимедийный проектор ( в случае двухчасового занятия).

Предварительные задания:

1.                Изучить материалы лекции учителя на эту тему и соответствующие параграфы из учебника.

2.                Собрать материал о жизни родственников и знакомых в период правления Н.С. Хрущёва:

3.                Кем работали ваши родные и знакомые, каких успехов достигли?

4.                В каких жилищных условиях они проживали, какие имели доходы? Что могли купить на свою заработную плату?

5.                Изменилась ли их жизнь по сравнению со сталинским периодом нашей истории? Какие перемены были более значимы? Как ваши родные воспринимали эти изменения?

6.                Что помнят ваши родные об отношении государства и общества к религии и Церкви? Обращались ли они за совершением религиозных треб(крещение, отпевание, освящение жилища, совершение литии или панихиды на кладбище и др.) в церковь или участвовали в антирелигиозной пропаганде?

7.                Групповое задание: на основе исследования сделать презентацию «Повседневная жизнь и быт трудящихся(рабочих, служащих, интеллигенции) в Ленинграде хрущёвского периода».

Пункты предварительного задания 2-7 выполняются в случае двухчасового занятия.

 Этапы занятия.

I.     Вводное слово учителя.

К концу жизни Сталина даже ярые приверженцы диктатора осознавали необходимость перемен. Перед властью стояла задача – реформировать сталинскую систему, отказаться от массового террора как средства её сохранения, подкорректировать как внутреннюю (социально-экономическую), так и внешнюю политику. Волею истории перемены в СССР, происходившие в 50-е – 60-е годы, оказались связаны с именем Н.С. Хрущёва. Перед нами стоит задача – выяснить на основе анализа документальных и иных источников особенности и характер изменений в советском обществе в политической, экономической и духовной сфере.

Тематический план итогового урока-практикума:

1.     Эволюция политической системы.

2.    Мирное сосуществование: успехи и противоречия.

3.      Социально-экономическое развитие СССР: альтернативы, реформы и контрреформы.

4.    «Оттепель» в духовной жизни и ужесточение гонений на религию и Церковь.

5.    Оценка личности Н.С. Хрущёва и его деятельность.

6.     Обобщающие выводы об особенностях изменения советского общества в хрущёвский период.

Ксерокопии документов и вопросов для обсуждения раздаются на каждый рабочий стол.

II. Обзорная лекция учителя по теме: «СССР в период с 1953 по 1964 год».

Вечером 5 марта 1953 года (когда умирающий диктатор был ещё жив) в Кремле собрались на совместное заседание члены Президиума ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР, на котором они растащили и поделили между собой сталинские должности.

Появилось так называемое «коллективное руководство». В качестве первого секретаря ЦК КПСС туда вошёл и Никита Сергеевич Хрущёв. В период «коллективного руководства» прошли первые реформы, которые можно назвать «номенклатурной» (или «верхушечной») десталинизацией:

1.     В сентябре 1953 года были ликвидированы Особые совещания при МВД и другие внесудебные репрессивные органы;

2.     Весной 1954 года вместо МГБ СССР был создан Комитет Государственной Безопасности при Совете Министров СССР (КГБ СССР), деятельность областных управлений КГБ была поставлена под контроль партийных органов;

3.     В 1953 году  «Дальстрой» (спецтрест  МВД СССР) был лишён функций политического руководства),  а через три года был окончательно упразднён;

4.    Был пересмотрен ряд послевоенных политических дел.

Борьба за власть в коллективном руководстве фактически завершилась в начале 1955 года снятием Г.М. Маленкова с поста Председателя Совета Министров СССР, обвинённого в отсутствии опыта советской и хозяйственной работы и в сотрудничестве с Берией. Однако Хрущёв стал единоличным лидером лишь в марте 1958 года, когда в отставку с поста Председателя Совета Министров СССР был отправлен Булганин. С 1955-1956 годов начались более действенные шаги по либерализации советской системы, наступила «оттепель». Вначале был проведён этап десталинизации, касающийся преимущественно карательной и лагерной систем:

  1. Была ликвидирована лагерная экономика как особый хозяйственный механизм, основанный на различных видах принудительного труда;

2.      Были не только реабилитированы  осуждённые по «Ленинградскому делу», но были осуждены его непосредственные фальсификаторы и само «Ленинградское дело» на процессе в Ленинграде над руководством МГБ, сфабриковавшим дело (В.С. Абакумов, А.Г. Леонозов, В.И. Комаров, Н.Т. Лихачёв), было охарактеризовано как тягчайшее преступление и крупная политическая провокация;

3.     Были пересмотрены основные политические дела, связанные с послевоенными репрессиями;

4.     Были амнистированы в сентябре 1955-го года осуждённые за сотрудничество с немцами в годы Отечественной войны одновременно с оставшимися в СССР немецкими военнопленными. 

Огромные изменения в хрущёвскую эпоху произошли в научно-технической политике:

1.    После смерти Сталина были пересмотрены многие устаревшие схемы развития науки, ключевым звеном новой научно-технической стратегии становится научно-технический прогресс (НТП).

2.   Создавались новые научные учреждения, расширялась сеть Академии наук СССР, в середине 50-х годов было создано более 30 новых НИИ, в районе Новосибирска началось строительство Сибирского отделения АН СССР.

3.     27 июня 1954 года под Обнинском заработала первая в мире атомная электростанция, началось сооружение более мощных АЭС (Новосибирской, Воронежской и др.), в декабре 1957 года был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин»; во второй половине 50-х началось строительство атомных подводных лодок и серийное производство вычислительной техники – магистрального направления НТР ; в СССР был создан самый мощный в мире ускоритель заряженных частиц с энергией до 10 миллиардов электрон-вольт; весной 1956 года был осуществлён первый в мире успешный пуск ядерной ракеты Р-5М, через 2,5 года воинские ракетные части на базе ракет Р-5 впервые заступили на боевое дежурство.

4.     4 октября 1957 года был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли, созданный под руководством С. П. Королёва и М. В. Келдыша.

5.      12 апреля 1961 года 108 минут в космосе провёл первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток», в который была переоборудована штатная боевая межконтинентальная ракета Р-7.

СССР поддерживал в третьем мире страны народной демократии. Журнал «Коммунист» выделил установленные критерии принадлежности государства к типу народной демократии:

1.     Защита экономической и политической независимости.

2.      Аграрная реформа.

3.      Экономическое развитие, исключающее проникновение иностранного капитала.

4.      Политическое руководство со стороны «прогрессивных сил».

Этим критериям соответствовали в начале 60-х годов 5 государств: Куба, Гвинея, Гана, Мали и Индонезия. В сообщество стран «народной демократии» не вошли другие союзники СССР: Египет, Ирак и Конго. В этих странах «прогрессивные режимы» преследовали коммунистов.

Эпоха Хрущёва завершилась 15 октября 1964-го года его отставкой со всех постов. Его отставка стала результатом хорошо спланированного заговора. Воспользовавшись отпуском Хрущёва,  его приближённые из высшего эталона власти 12 октября собрали заседание Президиума ЦК КПСС, а 13-го – Пленум ЦК. Когда Хрущёв вернулся 13 октября в Москву, у него уже не было возможностей для манёвра. Он попытался аппелировать к ЦК, но тот уже решение о его отставке принял.

Данный текст лекции был дан учащимся для домашнего изучения. Учитель же читает на уроке эту лекцию в сокращённом варианте.

 III.Исследование первой группы документов и на их основе проведение анализа проблемы «Эволюция политической системы».

 1.Ф. М. Бурлацкий. (В 1960-е годы – помощник Хрущёва, работник аппарата ЦК КПСС). «Штрихи к политическому портрету».

«Хрущёв пришёл к власти не случайно и одновременно случайно. Не случайно потому, что он был выразителем того направления в партии, которое в других условиях, и, вероятно, по-другому оказалось представлено такими во многом непохожими деятелями,  как Дзержинский, Бухарин, Рыков, Рудзутак, Киров. Это были сторонники развития нэпа, демократизации, противники насильственных мер в промышленности или в сельском хозяйстве, а тем более в культуре. Несмотря на жестокие сталинские репрессии, это направление никогда не умирало. В этом смысле приход Хрущёва был закономерным. Но, конечно, здесь был и большой элемент случайности. Если бы Маленков не столкнулся с Берия, если бы «сталинская гвардия» сплотилась в 1953-м году, а не в июне 1957-го года, не быть бы Хрущёву лидером. Сама наша история могла пойти по несколько иному руслу. Нам трудно сделать это допущение, но на самом деле всё висело на волоске. И всё же история сделала правильный выбор. То был ответ на реальные проблемы нашей жизни. Всё более нищавшая и, по сути, полуразрушенная деревня, технически отстававшая промышленность, острейший дефицит жилья, низкий жизненный уровень населения, миллионы заключённых в тюрьмах и лагерях, изолированность страны от внешнего мира – всё это требовало  новой политики, радикальных перемен.»

1.     «О культе личности и его последствиях». Из доклада Н. С. Хрущёва на ХХ съезде КПСС (1956 год).

«В сознании не только марксиста-ленинца, но и всякого здравомыслящего человека не укладывается такое положение, как можно возлагать ответственность за враждебные действия отдельных лиц  или групп на целые народы, включая женщин, детей, стариков, коммунистов и комсомольцев, и подвергать их массовым репрессиям, лишениям и страданиям.

Нам нужно решительно, раз и навсегда развенчать культ личности, сделать надлежащие выводы… Вести борьбу против всяких попыток возродить его… Проводить работу по соблюдению принципа коллективности руководства… Полностью восстановить ленинские принципы советского социалистического демократизма.

Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность в людях, вызывали страх и даже озлобление.»

2.      Из «хрущёвского» проекта Конституции СССР 1962-1964 годов.

«Главным направлением в развитии общенародного государства является всемерное развитие демократии, вовлечение всех граждан в управление государственными и общественными делами, улучшение работы государственного аппарата и усиление народного контроля над его деятельностью».

Вопросы для обсуждения и задания:

1.    Определите, к какому виду относится каждый из документов?

2.    Как Ф. Бурлацкий объяснял причины прихода Н. С. Хрущёва к власти?

3.    Что общего во взглядах на развитие партии, государства и общества?

4.     Почему Ф. Бурлацкий считал приход к власти Хрущёва «правильным выбором истории»?

5.     Как вы думаете, когда Ф. Бурлацкий писал эти строки: 1) во время своей работы помощником Первого секретаря; 2) сразу после отставки Хрущёва или 3) спустя десятилетия после хрущёвской оттепели, в совершенно иной общественно-политической обстановке?

6.     Ф. Бурлацкий клеймит «сталинскую гвардию» как ретроградов и продолжателей сталинской политики. Говорят, что в случае их победы история могла пойти по другому руслу. Как вы думаете, в случае такой  альтернативы было бы место для серьёзных политических реформ или нет?

7.    Основываясь на документах 2 и 3, скажите, не противоречат ли идеи об общенародном государстве и о ленинских принципах советского демократизма существовавшей в стране политической системе? Не могло ли развитие этих идей привести к разрушению основ существовавшего общества?

8.    На основании документа 3 ответьте, считаете ли вы правильным направлением всемерное развитие демократии? Почему?

9.     Используя знания по истории, объясните, почему Хрущёв так до конца и не реализовал обещание «решительно, раз и навсегда развенчать культ личности  и сделать надлежащие выводы» и «полностью восстановить ленинские нормы советского социалистического демократизма»?

10.    За всю историю Советского государства так и не был издан закон, который бы прямо запрещал существование каких-либо политических партий, кроме коммунистической. Какие правовые основания имела однопартийная система? Почему Хрущёв не возражал против формальной многопартийности (при полном господстве коммунистов) в ряде союзных СССР социалистических стран?

 Из указанных заданий к заданиям на хронологию событий относятся - №5; на систематизацию фактов -

Вопросы для обсуждения и задания:

1.    Что общего в экономической стратегии, предложенной Г. М. Маленковым и Н. С. Хрущёвым в 1953 году?

2.    В чём принципиальное различие в подходах этих двух политиков к развитию сельского хозяйства и промышленности?

3.    За счёт каких источников Хрущёв предлагал снизить цены на сельскохозяйственную продукцию? Насколько реалистичны были его проекты? Можно ли их считать волюнтаристскими?

4.    Менялись ли с течением времени экономические взгляды Хрущёва?

5.    Из материалов лекции, воспоминаний и учебника приведите примеры противоречивой социально-экономической политики Хрущёва.

Вопросы для обсуждения и задания:

1.               О каких событиях в культурной жизни советских людей свидетельствуют первые два документа?

2.               Можно ли , на ваш взгляд, отождествлять Коммунистическую партию с советским народом? Могла ли партия как часть народа определять вектор культурной жизни?

3.               Смог ли Хрущёв преодолеть возникшие в годы революции представления «о революционной законности», «революционном правосознании» и «классовом подходе» к религии и верующим? А хотел ли он, на ваш взгляд, это преодолевать?

4.               Почему, на ваш взгляд, Хрущёв, считая себя выразителем воли всего народа, тем не менее не разрешал закрывать ни одного храма по инициативе властей, а требовал добиваться формального согласия на закрытие от руководства церковных организаций и самих верующих прихода в лице его исполнительного органа?

 5.               Повлияла ли внешнеполитическая линия Хрущёва на положение религиозных организаций в СССР?

6.               Постарайтесь всесторонне объяснить боязнь Хрущёва влияния религии на детей и молодёжь?

7.               На основе рассмотренных документов дайте развёрнутый ответ на вопрос: могли бы верующие СССР отстоять своё конституционное право на свободу совести – то есть 1) иметь право посещать богослужения и совершать религиозные обряды в храме; 2) воспитывать своих детей в вере; 3) хоронить своих родных по обряду своей конфессии; 4) за исповедание  своей веры не подвергаться дискриминации при приёме на работу или учёбу и т. п. – с помощью существовавших тогда законных, правовых механизмов?

8.               Почему, по вашему мнению, в партийных антирелигиозных документах ставился знак равенства между научным и атеистическим мировоззрением?

9.                 Привлекая свои контекстные знания истории и изученные документы, ответьте на вопрос: почему большинство «диссиденствующей» интеллигенции не возражали против хрущёвских гонений на религию и верующих?

Задания

№1 – на хронологию событий и систематизацию фактов;

№2,3,9 – на анализ исторических версий и оценок;

№4,5 – на анализ исторической ситуации;

№6,8 – на систематизацию фактов;

№7 – на систематизацию фактов и анализ исторической ситуации.

 

VII. Исследование пятой группы документов по теме: «Оценка личности Н. С. Хрущёва и его деятельности».

 

Вопросы для обсуждения:

 1.               Каковы имеющиеся оценки деятельности Н. С. Хрущёва? Какие из них вы разделяете?

2.               Надгробный памятник Хрущёву выполнен из мрамора скульптором Эрнстом Неизвестным в двух цветах – белом и чёрном. Как вы понимаете эту символику в отношении Хрущёва?

 Учитель и учащиеся смотрят заранее подготовленную презентацию, в которой отражены события, произошедшие в их семьях в изучаемую нами эпоху.

 **если практическое занятие является двухчасовым, то следующий этап «Обобщение обсуждаемого материала» будет иметь порядковый номер IХ.

  

 VIII.Обобщение обсуждаемого материала.

 1.               Сделайте обобщающие выводы о характере изменений советского общества в середине 50-х – 60-х годов.

2.               Чем объяснить как противоречивость самого Хрущёва, так и противоречивость его преобразований?

 Заключительное слово учителя.

Хрущёву всё же удалось вырвать страну из оцепенения предшествующей эпохи. Прошёл страх от репрессий, строились дома, которые назвали « хрущёвками», радовали успехи в освоении  космоса и укреплении  обороноспособности страны, но обыденная жизнь простых советских людей оставалась трудной (проблемы с продовольствием, жильём, качественными медикаментами и т.п.), а религиозная жизнь  для верующих советских граждан стала  более  затруднительной, чем в первое послевоенное десятилетие. Эксперименты Хрущёва зачастую были противоречивы и непоследовательны. Поэтому отставка Хрущёва не вызвала протеста в обществе. Противоречивость хрущёвских преобразований объяснялась невозможностью либерализации в условиях коммунистической тоталитарной системы. 

ссылка на материал Лисецкий В.В. методическая разработка "СССР в 1953-1964 гг" Внеклассное мероприятие

Категория: РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦДИСЦИПЛИН И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ | Добавил: agroteg
Просмотров: 324 | Загрузок: 94 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

"ГАПОУ СО "Новоузенский агротехнологический техникум"

413362 Саратовская область, город Новоузенск, улица Трутнева, дом № 48

Тел: (84562) 2-80-91

E-mail: ntexnikum@mail.ru

Конструктор сайтов - uCoz