Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ » РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦДИСЦИПЛИН И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ |
15.03.2018, 16:21 | |
ГАПОУ СО «Новоузенский агротехнологический техникум». Образцов С.А. преподаватель
Методика проведения практического занятия по дисциплине «Русский язык» на тему «Словосочетание как единица синтаксиса» (обобщение и систематизация изученного материала) 2018 год
Тема занятия. Cловосочетание как единица синтаксиса. Обобщение и систематизация изученного материала. Цель занятия: - повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Словосочетание» Задачи: -совершенствовать знания о словосочетании; уметь определять тип словосочетаний по главному слову, виды подчинительной связи между компонентами словосочетания; -активизировать имеющиеся знания, развивать творческие и умственные способности, мышление, культуру речи; -воспитывать интерес к русскому языку, формировать чувство патриотизма. Тип занятия: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Методы: словесный, практический, исследовательский. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебники, дидактический материал, презентация.
Ход занятия.
Вступительное слово преподавателя. - Какую главную функцию выполняет язык? (функцию общения) Известный лингвист А.А. Реформатский обращается к нам: «Что же в языке позволяет выполнять функцию общения?» (синтаксис) - Скажите, что изучает синтаксис как раздел лингвистики? (синтаксис как раздел лингвистики изучает словосочетание и предложение). - Как вы думаете, какая из этих синтаксических единиц является наименьшей? ( словосочетание) Студенты формулируют тему занятия, исходя из вышесказанного: словосочетание как единица синтаксиса. Преподаватель дополняет: «Обобщение и систематизация изученного материала». ( на экране открывается тема, студенты записывают её в тетради) Преподаватель объявляет цель занятия: повторить и обобщить знания по указанной теме.
- Что такое словосочетание? - Чем отличается словосочетание от слова? - Из каких компонентов состоит словосочетание? - Назовите виды подчинительной связи? - Что такое согласование? - Что такое управление? - Что такое примыкание? - Назовите типы словосочетаний по главному слову? - Что не может быть словосочетанием? 2. Работа с текстом. ( работа в парах с дидактическим материалом) Дивной вязью плёл он [народ] невидимую сеть русского языка; яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. (А.Н. Толстой)- К какому стилю речи относится текст? - Какие средства выразительности использует автор, говоря о самобытности русского языка? - Выпишите все словосочетания из текста и сделайте их синтаксический разбор. ( фронтальная проверка – вывод: словосочетание в данном тексте конкретизируют, уточняют, называют слова, в нашем случае слово «язык») 3. Устно. Определить тип словосочетания по главному слову. Прочитать книгу, липовая аллея, очень хорошо, надеть пальто, связь времён, вправо от дороги, идти впереди, трое суток, куда-нибудь подальше, громко говорить, родительский дом, слишком грубо.4. Творческая работа. ( работа в группах) 1 группа: замените словосочетания, построенные на основе согласования синонимичными словосочетаниями со связью управление: шмелиное жужжание, берестяной короб, колодезное дно. 2 группа: замените словосочетания, построенные на основе управления синонимичными словосочетаниями со связью примыкание: смотрел с удивлением, восклицал с восхищением, говорил с раздражительностью.
5. Работа с текстом. (текст на экране) Вспоминает?ся мне ранняя погожая осень. Воздух так чист точно его совсем нет. В поредевш… м саду далеко видна дорога к большому шалашу усыпа…ая соломой. Около шалаша вечером греет? ся самовар. По саду между деревьями ра…тилается длинной полосой голубоватый дым. Надышавшись на гумне рж… ным ароматом новой соломы и мякины бодро идёшь домой к ужину.А) Назовите автора текста и произведение, из которого взят отрывок. (И.А. Бунин, лауреат Нобелевской премии в области литературы. Отрывок из повести «Антоновские яблоки»). Б) Вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания, объяснить. В) Из последнего предложения выписать все словосочетания, доказать, что это именно словосочетания. Г) Скажите, какие сочетания слов не являются словосочетаниями. Почему? - Подчеркнуть грамматическую основу последнего предложения. Какое оно будет по строению грамматической основы? (односоставное, определённо-личное) - Какие вы знаете односоставные предложения? 6. Домашнее задание следующее: 1, 2, 3 группы готовят презентации об односоставных предложениях, в которых грамматическая основа выражена глаголом-сказуемым. 4 группа готовит презентацию об односоставных предложениях, в которых грамматическая основа выражена подлежащим.
Хочется надеяться: каждый из вас понял, что хотя словосочетание – маленькая единица синтаксиса, но построить предложения, выразить свои мысли точно и ярко без неё нельзя, потому что Словосочетания Яркие, выразительные Строят, поясняют, конкретизируют Создают предложения Синтаксис.
| |
Просмотров: 333 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |