Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
"Новоузенский агротехнологический техникум"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ » РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦДИСЦИПЛИН И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ

Образцов С.А. Методика практ.занятия "Словосочетание как единица синтаксиса"
15.03.2018, 16:21

ГАПОУ СО «Новоузенский агротехнологический техникум».

Образцов С.А. преподаватель

 

                  Методика проведения практического занятия

по дисциплине «Русский язык»

на тему «Словосочетание как единица синтаксиса»

(обобщение и систематизация изученного материала)

                                                   2018 год

 

 

Тема занятия. Cловосочетание как единица синтаксиса. Обобщение и систематизация изученного материала.

Цель занятия: - повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Словосочетание»

Задачи:

-совершенствовать знания о словосочетании; уметь определять тип словосочетаний по главному слову, виды подчинительной связи между компонентами словосочетания;

-активизировать имеющиеся знания, развивать творческие и умственные способности, мышление, культуру речи;

-воспитывать интерес к русскому языку, формировать чувство патриотизма.

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Методы: словесный, практический, исследовательский.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебники, дидактический материал, презентация.

 

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Настрой на занятие.

Вступительное слово преподавателя.

- Какую главную функцию выполняет язык? (функцию общения)

Известный лингвист А.А. Реформатский обращается к нам: «Что же в языке позволяет выполнять функцию общения?» (синтаксис)

- Скажите, что изучает синтаксис как раздел лингвистики? (синтаксис как раздел лингвистики изучает словосочетание и предложение).

- Как вы думаете, какая из этих синтаксических единиц является наименьшей? ( словосочетание)

Студенты формулируют тему занятия, исходя из вышесказанного: словосочетание как единица синтаксиса. Преподаватель дополняет: «Обобщение и систематизация изученного материала».

( на экране открывается тема, студенты записывают её в тетради) Преподаватель объявляет цель занятия: повторить и обобщить знания по указанной теме.

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Опрос по теме «Словосочетание» (проверка домашнего задания)

- Что такое словосочетание?

- Чем отличается словосочетание от слова?

- Из каких компонентов состоит словосочетание?

- Назовите виды подчинительной связи?

- Что такое согласование?

- Что такое управление?

- Что такое примыкание?

- Назовите типы словосочетаний по главному слову?

- Что не может быть словосочетанием?

2. Работа с текстом.

( работа в парах с дидактическим материалом)

Дивной вязью плёл он [народ] невидимую сеть русского языка; яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. (А.Н. Толстой)

- К какому стилю речи относится текст?

- Какие средства выразительности использует автор, говоря о самобытности русского языка?

- Выпишите все словосочетания из текста и сделайте их синтаксический разбор.

( фронтальная проверка – вывод: словосочетание в данном тексте конкретизируют, уточняют, называют слова, в нашем случае слово «язык»)

3. Устно. Определить тип словосочетания по главному слову.

Прочитать книгу, липовая аллея, очень хорошо, надеть пальто, связь времён, вправо от дороги, идти впереди, трое суток, куда-нибудь подальше, громко говорить, родительский дом, слишком грубо.

4. Творческая работа.

( работа в группах)

1 группа: замените словосочетания, построенные на основе согласования синонимичными словосочетаниями со связью управление: шмелиное жужжание, берестяной короб, колодезное дно.

2 группа: замените словосочетания, построенные на основе управления синонимичными словосочетаниями со связью примыкание: смотрел с удивлением, восклицал с восхищением, говорил с раздражительностью.

 

5. Работа с текстом. (текст на экране)

Вспоминает?ся мне ранняя погожая осень. Воздух так чист точно его совсем нет. В поредевш… м саду далеко видна дорога к большому шалашу усыпа…ая соломой. Около шалаша вечером греет? ся самовар. По саду между деревьями ра…тилается длинной полосой голубоватый дым. Надышавшись на гумне рж… ным ароматом новой соломы и мякины бодро идёшь домой к ужину.

А) Назовите автора текста и произведение, из которого взят отрывок. (И.А. Бунин, лауреат Нобелевской премии в области литературы. Отрывок из повести «Антоновские яблоки»).

Б) Вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания, объяснить.

В) Из последнего предложения выписать все словосочетания, доказать, что это именно словосочетания.

Г) Скажите, какие сочетания слов не являются словосочетаниями. Почему?

- Подчеркнуть грамматическую основу последнего предложения. Какое оно будет по строению грамматической основы? (односоставное, определённо-личное)

- Какие вы знаете односоставные предложения?

6. Домашнее задание следующее:

1, 2, 3 группы готовят презентации об односоставных предложениях, в которых грамматическая основа выражена глаголом-сказуемым. 4 группа готовит презентацию об односоставных предложениях, в которых грамматическая основа выражена подлежащим.

  1. Комментирование оценок.
  1. Рефлексия.

Хочется надеяться: каждый из вас понял, что хотя словосочетание – маленькая единица синтаксиса, но построить предложения, выразить свои мысли точно и ярко без неё нельзя, потому что

Словосочетания

Яркие, выразительные

Строят, поясняют, конкретизируют

Создают предложения

Синтаксис.

  1. Используемая литература.
  1. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. М., «Просвещение», 2016
  2. С.И. Львов, В.В. Львова. Русский язык. М., «Мнемозина», 2008
  3. Л.А. Введенская. Русский язык и культура речи.
Категория: РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦДИСЦИПЛИН И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ | Добавил: agroteg | Теги: новоузенский техникум
Просмотров: 333 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

"ГАПОУ СО "Новоузенский агротехнологический техникум"

413362 Саратовская область, город Новоузенск, улица Трутнева, дом № 48

Тел: (84562) 2-80-91

E-mail: ntexnikum@mail.ru

Конструктор сайтов - uCoz