Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
"Новоузенский агротехнологический техникум"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ » РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦДИСЦИПЛИН И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ

С.А.Образцов Три мира в романе "Мастер и Маргарита"
24.10.2017, 19:51

https://yadi.sk/i/BMB6rxue3P4GY2

ГАПОУ СО «Новоузенский агротехнологический техникум»

Преподаватель: Образцов С.А

Методическая разработка занятия литературы по роману М.А Булгакова”Мастер и Маргарита” - - Три мира в романе “Мастер и Маргарита”.

г.Новоузенск 2017г

Цель методической разработки:

  1. Квалифицированная подготовка преподавателя по данной теме.
  2. Понять замысел писателя ,заметить и осмыслить переклички линий романа”Мастер и Маргарита”.

 

Методические приемы: работа с текстом, анализ стилевых особенностей

романа

 

Оборудование: Тексты романа, компьютер, интерактивная доска.

 

На доске эпиграф: Почему, зачем, откуда зло? Если есть Бог,

то как может быть зло? Если есть зло, ,то как может быть Бог?

Ход занятия

  1. Рефлексия.

Слово учителя.

Как мы выяснили, роман “М и М” имеет несколько планов, композиция его необычна и сложна. Литературоведы находят в романе три основных мира:

“древний ершалаимский ” вечный потусторонний и современный московский.

  1. Обсуждение вопросов домашнего задания.

-Как связанны между собой эти три мира?

(Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита.Время и пространство то сжимаются, то расширяются ,то сходятся в одной точке, пересекаются, то теряют границы, то есть они и конкретны, и условны).

Задание по группам

Группа 1.

-Ради чего писатель делает столь сложные построения? Попробуем разобраться.(ученики разделены на группы с заранее подготовленными ответами)

Группа-

Первый мир - московский . С него начинается действие романа. Обратим внимание на название первой главы- ”Никогда не разговаривайте с неизвестными”. Еще до начала повествования автор обращается к читателю с предупреждением.

Проследим, как автор ведёт за собой в последующем. В этом мире действуют вполне современные, занятые сиюминутными проблемами люди. Председатель правления Массолита, редактор толстого журнала Берлиоз, чьим однофамильцем, по словам Бездомного, является композитор - человек умный и образованный.

Группа 2

-Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?

(Мастер отзывается о нём, как о “начитанном” и “очень хитром” человеке. Берлиозу многое дано, а он сознательно подлаживается под уровень призираемых им поэтов-рабочих. Его утверждение, что никакого Иисуса вовсе не существовало, не так уж безобидно. Для него нет ни Бога ,ни дьявола ,вообще ничего , кроме обыденной реальности, где он всё знает наперед и имеет пусть не безграничную ,но вполне реальную власть. Ни один из его подчинённых не занят литературой: это завсегдатаи грибоедовского ресторана ,которых интересует лишь делёжка материальных благ и привилегий . Булгаков пародирует “тайную вечерю”(точнее это Берлиоз кощунственно пытается пародировать): Берлиоз уверен ,что “в десять часов вечера в Массолите состоится заседание”, и он будет на нём председательствовать”. Однако двенадцать литераторов не дождутся своего председателя.

 

Группа 3

-За что же так страшно наказан Берлиоз?

(За то что он атеист? За то, что он подстраивается под новую власть? За то, что соблазняет неверием Иванушку Бездомного?

Воланд раздражается: ”Что же это у вас , чего не хватишься , ничего нет!”

Берлиоз и получает “ничто”, небытие. Получает по своей вере . Критики Латунский и Лаврович тоже люди ,облеченные властью , но обделённые нравственностью.

Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры . Они наделены и интеллектом, и знаниями , и эрудицией . И всё это сознательно поставлено на службу порочной власти .Историей такие люди отправляются в небытие.

-Поступками людей на протяжении все истории двигают одни и те же постоянные и примитивные пружины. И не важно, где и когда происходит действие .Воланд говорит: ”Горожане сильно изменились внешне , я говорю, как и сам город , впрочем…”гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горажане внутренне? Попробуем найти все вместе ответ на вопрос Волонда: посмотрим фрагмент фильма “Мастер и Маргарита” - Сеанс гипноза.

-Анализ фрагмента фильма

(учащиеся отвечают: нечистая сила вступает в дело, проводит один эксперимент за другим, устраивает”массовый гипноз,””чисто научный опыт”. И люди показывают своё истинное лицо. Сеанс “разоблачения ”удался .

Воланд подводит итоги: ”Ну что же, они люди как люди…Любят деньги , но ведь это было всегда…Обыкновенные люди…в общем , напоминают прежних , квартирный вопрос только испортил их…”)

  1. Фронтальная беседа

-Над чем потешается ,издевается нечистая сила? Какими средствами автор изображает обывателей?

(Изображению московского мещанства служит шарж, гротеск, фантастика. Похождения и проделки обитателей потустороннего мира воспринимаются как ловко проделанные фокусы. Однако фантастичность происходящего имеет вполне реалистическое объяснение(вспомним эпизод с “расширением” квартиры, таинственное перемещение Степы Лиходеева в Ялту, происшествие с Никанором Ивановичем))

-Чьи традиции продолжает здесь Булгаков?

(Салтыкова-Щедрина “История одного города”. Фантастичен ,фантасмагоричен сам московский быт ,жизнь обывателей , устройство общества . Чего стоит своеобразная модель этого общества , Массолит , одна из писательских организаций ,насчитывающая три тысячи сто одиннадцать членов)

Преподаватель:

-Что же лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование идеалам ,идеям? Кто управляет человеческой жизнью? Существуют ли какие-то неизменные нравственные критерии, или они изменчивы и человеком движет страх перед силой и смертью ,жажда власти и богатства?

Эти вопросы ставит автор в “евангельских главах”. “Евангельские” главы - своеобразный центр романа. Так на вопрос: в чем вы видите отличия “евангельских” и “московских” глав нам ответит в своем сообщении -(индивидуальное задание)звучит фамилия и имя ученика.

 

(Если “московские “главы оставляют ощущение несерьёзности ,то первые слова романа об Иешуа весомые, чеканные, ритмичные : “В белом плаще с кровавым подбоем ,шаркающей кавалерийской походкой , ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана…” Если в московских главах активен посредник , рассказчик, ведущий за собой , как бы вовлекающий читателя в процесс игры ,рассказчик, чья интонация может быть и иронической , то никакого посредника , никакой игры в “евангельских” главах нет. Здесь всё дышит подлинностью) . Иван Бездомный испытывает эстетическое потрясение: оркужающая реальность теряет смысл , центром его жизни становится история Иешуа и Понтия Пилата (вспомним, в конце романа Иван Николаевич Понырёв – профессор истории ). Преданный в руки фанатиков-иудеев неправедным судом Пилата и обреченный на мучительную смерть Иешуа – Христос из далека подаёт великий пример людям. В том числе и Мастеру, самому Булгакову , и его любимому герою. Через образ Иешуа Булгаков передаёт убеждение в том , что “всякая власть является насилием над людьми и что настанет время , когда не будет власти ни кесаря ,ни какой-либо иной власти ”.Олицетворением власти ,центральной фигурой является Понтий Пилат , прокуратор Иудеи . Императорская служба обязывает его находится в ненавидимом им Иерусалиме.

-Преподаватель:

-Что за человек Понтий Пилат ,в изображении Булгакова? (работа в паре)

-Пилат жесток , его называют “свирепым чудовищем”. Этим прозвищем он даже похваляется , ведь миром правит закон силы. За плечами у него большая жизнь воина , полная борьбы , лишений ,смертельной опасности . В ней побеждает только сильный , не знающий страха и сомнения ,жалости и сострадания. Он презирает чернь. Он равнодушно отправляет на казнь одних и милует других.

-Ему нет равных , нет человека , с которым ему захотелось бы просто поговорить. Он знает , как слаб человек перед любым искушением ,будь то деньги или слава. Есть у него живое существо , к которому он очень привязан- это верный и преданный пёс. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти .

-И вот судьба даёт ему шанс. Найдём сцену допроса (глава 2). Приговорённого к смертной казни Иешуа приводят к Понтию Пилату. Он должен утвердить приговор. Когда Иешуа обращается к нему со словами : “Добрый человек !” Пилат приказывает Крысобою объяснить арестованному , как следует разговаривать с прокуратором, объяснить , то есть избить. Допрос продолжается. И вдруг Пилат с изумлением обнаруживает, что его ум не слушается его больше. Он задаёт обвиняемому вопрос ,который не нужно задавать на суде.

-Преподаватель : -Что это за вопрос? (“Что есть истинна?”)

Учащиеся отвечают:

И далее Иешуа говорит Пилату: “Ты производишь впечатление очень умного человека”. Это очень важная характеристика Понтия Пилата . Ведь его не назовёшь примитивным злодеем. Так случилось с ним впервые. Он встретил человека , который говорил с ним откровенно. Пилат ничего не желает, как быть рядом с Иешуа , говорить с ним и слушать его. Величие и власть не сделали его счастливым. Он мертв душою. И вот пришел человек , озаривший жизнь новым смыслом. Пилат решает спасти Иешуа от казни. Но Коифа не приклонен: Синедрион не меняет решения.

-Почему Пилат утверждает смертный приговор?

(Он убеждает себя , что сделал всё , что было в его силах: уговаривал Коифу , угрожал ему. Что он мог ещё сделать? Взбунтоваться против Тиберия ? Это было выше его сил. Он умывает руки. Однако уже после казни , После пяти часов крестных мук Пилат дарует Иешуа лёгкую смерть. Он приказывает совершить погребение тел казнённых в тайне. Возлагает на Афрания обязанность убить Иуду – человека, который предал Иешуа.)

-За что наказан Пилат?

(“Трусость - самый тяжкий порок,”- повторяет Воланд (глава 32, сцена ночного полёта )Пилат говорит ,что “более всего в мире ненавидит своё бессмертие и неслыханную славу”. И тут вступает Мастер “Свободен! Свободен! Он ждём тебя !” Пилат прощён.) (Учащиеся смотрят заключительные кадры фильма “Мастер и Маргарита”).

  1. Слово преподавателя

Какое дело нам ,людям 21 века , до трагического духовного поединка Иешуа и Понтия Пилата? Надо знать о пустынной вершине горы , Где врыт столб с перекладиной. Надо помнить о голых безрадостных камнях , О леденящем душу одиночестве , о совести , когтистом звере , который не даёт спать по ночам.

Рефлексия.

Домашнее задание: подготовится к тексту по роману “Мастер и Маргарита”

 

Используемая Литература:

  • Н.В Егорова ,Н.В Золоторёва. Поурочные разработки по русской литературе. 20 век .11 класс ,Москва. 2003г.
  • М.А Булгаков “Мастер и Маргарита “ в православном прочтении. Москва Московский лицей , 2001г.
  • Презентация по роману М.А Булгакова “Мастер и Маргарита “
  • Фрагменты фильма “Мастер и Маргарита “

 

 

 

 

 

Категория: РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦДИСЦИПЛИН И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ | Добавил: agroteg | Теги: новоузенский техникум
Просмотров: 1759 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

"ГАПОУ СО "Новоузенский агротехнологический техникум"

413362 Саратовская область, город Новоузенск, улица Трутнева, дом № 48

Тел: (84562) 2-80-91

E-mail: ntexnikum@mail.ru

Конструктор сайтов - uCoz