Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ » РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦДИСЦИПЛИН И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ |
02.07.2015, 12:54 | |||||||||||||||||||
Методика проведения учебного занятия интегративного типа по дисциплинам: Основы социологии и политологии и Основы экономики тема: «Семья и семейный бюджет» Авторы: преподаватель экономических дисциплин Шлыкова С.Н. преподаватель общеобразовательных дисциплин Решетова Е.В. Аннотация Данная методическая разработка предназначена для оказания помощи преподавателям при подготовке и проведении занятий по технологии критического мышления с целью активизации мыслительной деятельности студентов.
Введение Что такое семья? Каковы её признаки? Какую роль играет семья в обществе? Вопросы пытались решить мыслители всех эпох, начиная с самой древности. Институт семьи сегодня переживает кризис. Радикальные социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, сопровождаются разрушением устоявшихся социальных норм и стереотипов. За последние десятилетия наметился ряд тревожных тенденций в развитии института брака: в России резко падает рождаемость, увеличивается количество разводов, снижается престижность понятия семьи, ценности семейных отношений, растет детская беспризорность. Эти тревожные тенденции актуализируют необходимость изучения данной темы. Семья испытывает на себе влияние экономических, правовых, идеологических, нравственных отношений. Современная экономическая мысль рассматривает семью или, более обобщенно - домашнее хозяйство как важного потребителя и производителя, жизнедеятельность которых осуществляется для реализации социальных, экономических и духовных потребностей индивида, самой семьи и общества в целом. Создание нормальных условий для производства человеческого фактора требует не только эффективного ведения домашнего хозяйства, но и формирования и использования семейного бюджета. Особую важность проблема имеет для молодежи, начинающей самостоятельную семейную жизнь. При подготовке данного мероприятия проведена большая предварительная работа. Студенты осуществляли поиск информации, используя следующие ресурсы: Интернет, материал периодической печати, книжный фонд библиотеки техникума. С помощью выборочного статистического наблюдения самостоятельно провели опрос респондентов (членов их семей и студентов третьего и четвёртого курсов техникума). Важным моментом является отработка студентами умения общаться свободно и непринужденно с респондентами. Основная часть На занятии интегративного типа была использована технология критического мышления с применением стратегии «бортовой журнал». Критический (в пер. с анг. – проницательный, рефлексивный, аналитический, сосредоточенный). Технологическую основу занятия составила базовая модель трёх стадий (вызов – осмысление – рефлексия). Вызов:
Осмысление:
По ходу чтения лекции каждый студент записывает ответы на вопросы.
Размышление
Подведение итога полученных знаний и оформление схемы (рисунка). Обсуждаем схемы и записи в группе. От подгруппы на общее обозрение предлагается наиболее адекватно отражающая смысл лекции схема (рисунок). Защита презентации у доски. Подведение итогов урока Домашнее задание Заключение Цель занятия была достигнута. Студенты продемонстрировали способность работать в команде, вступая в контакт с новой информацией, систематизировали её, учились формулировать вопросы по мере соотнесения уже известной и новой информации, вырабатывали собственные умозаключения. Учитывая тот факт, что современный рынок труда предъявляет жёсткие требования к выпускнику данное занятие позволяет ему соответствовать этим требованиям, помогая развивать такие качества как гибкость, настойчивость, осознание, готовность к планированию, поиск компромиссных решений. Список используемой литературы
Приложения БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ
Фамилия, имя______________________________________________________ Тема______________________________________________________________ Дата _____________________ Время работы_____________________________ Ключевые слова темы Рисунок (схема) __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________
Связи, которые я могу установить между ключевыми словами __________________________________________________________________ Вопросы:
Вопрос 1.__________________________________________________________ Ответ (из сообщения) Вопрос 2.__________________________________________________________ Ответ (из сообщения) Вопрос 3._________________________________________________________ Ответ (из сообщения)
Задача 1 Условие: В семье Ивановых проживает два человека: Максим – сын (24 года) и мать – Марина (53 года). Оба работают и получают заработную плату. Сын 10 000 рублей, мать 7 000рублей. В ноябре месяце сын ушел в отпуск и получил зарплату 11500 рублей. Свое свободное время он посвятил ремонту в доме и запланировал отремонтировать часть пола в кухне, потратив 5000рублей на покупку ДСП, но вскрыв полы, обнаружил, что нужно менять часть досок, поэтому ему пришлось потратить еще 5000 рублей, Приятно удивив, оказала спонсорскую помощь бабушка, в размере 11 000рублей. Марина оплатила услуги за телефон в размере 700рублей, электричество 250 рублей, водоснабжение, за газ в этом месяце она решила не платить, так как переплатила в прошлом. Купила продукты: мясо 1000рублей, крупы 300рублей, макаронные изделия 400рублей и прочее 1000рублей; зашла в отдел бытовой химии и приобрела стиральный порошок и чистящее средство на 400 рублей, в соседнем отделе на 200 рублей купила зубную пасту, мыло и шампунь. Максим всегда подстригался дома, но в этом месяце он решил сходить в парикмахерскую и сделать модельную стрижку за 200 рублей. По совету друга, работающего в банке, Максим решил, ранее не планируя, положить деньги под проценты в размере 15 000рублей. В конце месяца Максим понес незапланированные расходы в связи с поездкой в Саратов. На проезд он потратил 1100рублей, съем квартиры на сутки 1100рублей, ему пришлось купить куртку за 3000 рублей, так как внезапно изменилась погода и стало холодно. Вопросы:
Задача 2 Условие: В семье проживает два пенсионера: муж и жена. Один из них работает. Муж получает пенсию в размере 7000 рублей, жена 5000 рублей и ее заработная плата равна 3000 рублей. Затраты на ноябрь месяц были следующими:
Задача 3 Условие: Молодая семья за ноябрь месяц решила подсчитать свои расходы и узнать, насколько правильно ведется планирование семейного бюджета. Состав семьи: мать, оцец, сын 2 года и дочь 16 лет. Мать получила зарплату в размере 4500 рублей, отец уехал на заработки и еще не присылал денег, ежемесячное пособие на сына и на дочь 279 рублей и 279 рублей, стипендия дочери 1000рублей, помощь родителей 4000 рублей. Семья расходовала деньги в ноябре на:
Вопросы:
Задача 4 Условие: В семье Колосовых проживает 3 человека. Отец зарабатывает 10 000рублей, мать 11 600рублей, с ними проживает дочь 16 лет. В конце ноября семья подсчитала свои расходы:
По плану все расходы были теми же, только не планировалось приобретение одежды и стройматериалов. Вопросы:
Задача 5 Условие: Семья Беловых состоит из трех человек. Мать, ребенок 8 лет и дочь 17 лет. Мать открыла свой бизнес и работает в парикмахерской. Ее плановый доход составляет 30 000рублей, но фактически вышло 20 000рублей из-за непредвиденных обстоятельств, кроме этого дохода в семье есть доход дополнительный. В ноябре планировалось получить 8000рублей, на самом же деле была начислена надбавка и доход составил 9000рублей. Затраты в семье были следующими:
Вопросы:
| |||||||||||||||||||
Просмотров: 483 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |