Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
"Новоузенский агротехнологический техникум"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ » РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦДИСЦИПЛИН И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ

ШЛЫКОВА С.Н., РЕШЕТОВА Е.В. СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ (интегративный урок)
02.07.2015, 12:54

Методика проведения

учебного занятия интегративного типа по дисциплинам:

Основы социологии и политологии и Основы экономики

тема: «Семья и семейный бюджет»

Авторы:    преподаватель экономических дисциплин Шлыкова С.Н.

преподаватель общеобразовательных  дисциплин Решетова Е.В.  

      Аннотация

         Данная методическая разработка предназначена для оказания помощи преподавателям при подготовке и проведении занятий по технологии критического мышления с целью активизации мыслительной деятельности студентов.

 

Введение

Что такое семья? Каковы её признаки? Какую роль играет семья в обществе? Вопросы пытались решить мыслители всех эпох,  начиная с самой древности.

  Институт семьи сегодня переживает кризис. Радикальные социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, сопровождаются разрушением устоявшихся социальных норм и стереотипов.

За последние десятилетия наметился ряд тревожных тенденций в развитии института брака: в России резко падает рождаемость, увеличивается количество разводов,  снижается престижность понятия семьи, ценности семейных отношений, растет детская беспризорность. Эти тревожные тенденции актуализируют необходимость изучения данной темы. 

Семья испытывает на себе влияние экономических, правовых, идеологических, нравственных отношений.

Современная экономическая мысль рассматривает семью или, более обобщенно - домашнее хозяйство как важного потребителя и производителя, жизнедеятельность которых осуществляется для реализации социальных, экономических и духовных потребностей индивида, самой семьи и общества в целом.

Создание нормальных условий для производства человеческого фактора требует не только эффективного ведения домашнего хозяйства, но и формирования и использования семейного бюджета.  

 Особую важность проблема имеет для молодежи, начинающей самостоятельную семейную жизнь.

При подготовке данного мероприятия проведена большая предварительная работа.

Студенты осуществляли поиск информации, используя следующие ресурсы: Интернет, материал периодической печати, книжный фонд библиотеки техникума. С помощью выборочного статистического наблюдения самостоятельно провели  опрос респондентов (членов их семей и студентов третьего и четвёртого курсов техникума).

    Важным моментом является отработка студентами  умения общаться свободно и непринужденно с респондентами.

                                                Основная часть

На занятии интегративного типа была использована технология критического мышления с применением стратегии «бортовой журнал». Критический (в пер. с анг. – проницательный, рефлексивный, аналитический, сосредоточенный).

 Технологическую основу занятия составила базовая модель трёх стадий  (вызов – осмысление – рефлексия).

Вызов:

  1. Сообщаются ключевые понятия лекции (которые записываются каждым в личный бланк  «бортового журнала».
  2. Используя ключевые слова и свой жизненный опыт и знания, студенты пытаются определить тему занятия самостоятельно.
  3. Сообщается тема лекции «Семья и семейный бюджет».
  4. Происходит поиск связи двух дисциплин Основы социологии  и Основы экономики.
  5. В групповой работе  студентами выстраиваются логические цепочки из ключевых слов и зачитываются с комментариями.
  6. Пользуясь приемом «Вопросительные слова», индивидуально составляются вопросы к теме лекции (записываются в соответствующую графу личного «бортового журнала»).
  7. Списки вопросов обсуждаются в каждой подгруппе и выбираются 3 наиболее значимых и хорошо сформулированных (они собираются со всех групп на доску и становятся как бы «путеводителем» для преподавателя, который читает лекцию).
  8. Каждый вписывает в свои  «бортовые журналы» выбранные подгруппой наиболее значимые вопросы.

Осмысление:

  1. Читается лекция с применением мультимедийной аппаратуры, использованием презентаций и видеозаписи к теме.

     По ходу чтения лекции каждый студент записывает  ответы на вопросы.

  1. Закрепление нового материала: ответы с места на вопросы записанные в бланк.

Размышление

  1. Выполнение дифференцированного практического задания:
  • решение кроссворда и задач;
  • заполнение электронных таблиц с анализом и комментариями по индивидуальным заданиям;
  • решение проблемной ситуации.
  1. Выполнение творческой работы по подгруппам:

Подведение итога полученных знаний и оформление схемы (рисунка). Обсуждаем схемы и записи в группе. От подгруппы на общее обозрение предлагается наиболее адекватно отражающая смысл лекции схема (рисунок). Защита презентации у доски.

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Заключение

Цель занятия была достигнута. Студенты продемонстрировали способность работать в команде, вступая в контакт с новой информацией, систематизировали её, учились формулировать вопросы по мере соотнесения уже известной и новой информации, вырабатывали собственные умозаключения.

Учитывая тот факт, что современный рынок труда предъявляет  жёсткие требования к выпускнику данное занятие позволяет ему соответствовать этим требованиям, помогая развивать такие качества как гибкость, настойчивость, осознание, готовность к планированию, поиск компромиссных решений.

                              Список используемой литературы

  1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи: Учеб. М., 1996
  2. Кравченко А.И. Социология и политология: Учеб. пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008
  3. Тарсов Ю.Н., Чучупал В.В.., Мирошникова А.В. Социлология. Политология. Воронеж: МОУ ВЭПИ, 2006
  4. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. М.,2003
  5. Учебник. Бюджетная система России. Г.Б.Поляк – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000г.
  6. Учебник. Основы экономической теории. Т.Г. Тальнишних – М.: «Академия»,2003г.Учебник. Экономика.Ю.Ф. Симионов.-Ростов н/Д:Феникс, 2007г.

                            Приложения

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

 

Фамилия, имя______________________________________________________

Тема______________________________________________________________

Дата _____________________ Время работы_____________________________

Ключевые слова темы                                       Рисунок (схема)

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

 

Связи, которые я могу установить между ключевыми словами

__________________________________________________________________

Вопросы:

 

Вопрос 1.__________________________________________________________­­­­­­­­­­

Ответ (из сообщения)

Вопрос 2.__________________________________________________________

Ответ (из сообщения)

Вопрос 3._________________________________________________________

Ответ (из сообщения)

 

Задача 1

Условие:

В семье Ивановых проживает два человека: Максим – сын (24 года) и мать – Марина (53 года). Оба работают и получают заработную плату. Сын 10 000 рублей, мать 7 000рублей. В ноябре месяце сын ушел в отпуск и получил зарплату 11500 рублей. Свое свободное время он посвятил ремонту  в доме и запланировал отремонтировать часть пола в кухне, потратив 5000рублей на покупку ДСП, но вскрыв полы, обнаружил, что нужно менять часть досок, поэтому ему пришлось потратить еще 5000 рублей, Приятно удивив, оказала спонсорскую помощь бабушка, в размере 11 000рублей. Марина оплатила услуги за телефон в размере 700рублей, электричество 250 рублей, водоснабжение, за газ в этом месяце она решила не платить, так как переплатила в прошлом. Купила продукты: мясо 1000рублей, крупы 300рублей, макаронные изделия 400рублей и прочее 1000рублей; зашла в отдел бытовой химии и приобрела стиральный порошок и чистящее средство на 400 рублей, в соседнем отделе на 200 рублей купила зубную пасту, мыло и шампунь.  Максим всегда подстригался дома, но в этом месяце он решил сходить в парикмахерскую и сделать модельную стрижку за 200 рублей. По совету друга, работающего в банке, Максим решил, ранее не планируя, положить деньги под проценты в размере 15 000рублей. В конце месяца Максим понес незапланированные расходы в связи с поездкой в Саратов. На проезд он потратил 1100рублей, съем квартиры на сутки 1100рублей, ему пришлось купить куртку за 3000 рублей, так как внезапно изменилась погода и стало холодно.

Вопросы:

  1. Сколько источников доходов в семье Ивановых? Назовите их.
  2. Каких статей больше, доходных или расходных?
  3. Какие расходы занимают наибольший удельный вес в структуре затрат?
  4. Соответствует ли доход расходу в этой семье на данный месяц?
  5. Ваши предложения по улучшению бюджета данной семьи.

Задача 2

Условие:

В семье проживает два пенсионера: муж и жена. Один из них работает. Муж получает пенсию в размере 7000 рублей, жена 5000 рублей и ее заработная плата равна 3000 рублей. Затраты на ноябрь месяц были следующими:

Фактические расходы

Планируемые расходы

Услуги

  1. Свет – 230 р.
  2. Газ- 1500 р.
  3. Вода – 150 р.
  4. Телефон (гор)– 250 р. (сотовый) – 340 р.

Питание:

  1. Хлеб – 1020р
  2. Сахар, конфеты – 320 р.
  3. Рыба – 3 кг по 65р.
  4. Мясо 5 кг по 200р.
  5. Картошка15 кг по 11р.
  6. Макароны – 5 кг по 20 р.
  7. Капуста – 10 кг по 5 р.
  8. Молоко – 30 л по 25р.
  9. Печенье 5кг по 70р.
  10. Рис 5 кг по 35р
  11. Гречка – 3 кг по 50 р.
  12. Манка 4кг по 28 р.

Одежда:

  1. Куртка – 4300 р

 

Услуги

  1. Свет – 230 р.
  2. Газ- 1500 р.
  3. Вода – 150 р.
  4. Телефон (гор)– 200 р. (сотовый) – 200 р.

Питание:

  1. Хлеб – 800р
  2. Сахар, конфеты – 320 р.
  3. Рыба – 2 кг по 65р.
  4. Мясо 2 кг по 200р.
  5. Картошка 10 кг по 9р.
  6. Макароны – 5 кг по 20 р.
  7. Капуста – 10 кг по 5 р.
  8. Молоко – 30 л по 25р.
  9. Печенье 5 кг по 70р.
  10. Рис 5 кг по 35р
  11. Гречка – 3 кг по 80 р.
  12. Манка 4кг по 28 р.

Одежда:

  1. Куртка – 3200 р

 

  •  
  • Правильно ли семья пенсионеров спланировала свой семейный бюджет?
  • Совпадают ли их возможности и удовлетворяемые потребности на рассчитываемый период времени?
  • На какие расходы уходит больше всего денег в этой семье?
  • Дефицит или излишек денежных средств образовался при расчете бюджета этой семьи?
  • Нужно ли экономить на расходах в этой семье?

Задача 3

Условие:

Молодая семья за ноябрь месяц решила подсчитать свои расходы и узнать, насколько правильно ведется планирование семейного бюджета. Состав семьи: мать, оцец, сын 2 года и дочь 16 лет. Мать получила зарплату в размере 4500 рублей, отец уехал на заработки и еще не присылал денег, ежемесячное пособие на сына и на дочь 279 рублей и 279 рублей, стипендия дочери 1000рублей, помощь родителей 4000 рублей.

Семья расходовала деньги в ноябре на:

  1. Оплату газа 800рублей
  2. Оплату электроэнергии 500рублей
  3. Покупка лекарств ребенку 2000рублей
  4. Покупка одежды ребенку 4000 рублей
  5. Покупка продуктов питания 2500 рублей
  6. Личные нужды 200рублей
  7. Хозяйственные нужды 200 рублей
  8. Все расходы были запланированы за исключением покупки лекарств, из-за этого семье пришлось отказать себе в приобретении бытовой техники.

Вопросы:

  1. Какие расходы занимают наибольший удельный вес в структуре затрат семьи?
  2. Как вы думаете, как легче жить, по составленному бюджету или без него?
  3. Может ли семья в этой ситуации обойтись без помощи родителей?
  4. Дефицит или профицит бюджета образовался в семье?
  5. Какой результат ожидает семью в данной ситуации? Ваши предложения по улучшению положения семьи.

Задача 4

Условие:

В семье Колосовых проживает 3 человека. Отец зарабатывает 10 000рублей, мать 11 600рублей, с ними проживает дочь 16 лет. В конце ноября семья подсчитала свои расходы:

  1. Коммунальные услуги 2500рублей
  2. Оплата дополнительного образования ребенка 1900рублей
  3. Продукты питания 5000рублей
  4. Питание в общественных местах 4000рублей
  5. Оплата за проезд (бензин для автомобиля) 3000рублей
  6. Приобретение одежды, обуви 2000рублей
  7. Приобретение стройматериалов для ремонта 2700 рублей

По плану все расходы были теми же, только не планировалось приобретение одежды и стройматериалов.

Вопросы:

  1. Каким является бюджет в данной семье?
  2. Какие расходы занимают наибольший удельный вес в структуре затрат?
  3. Можно ли сэкономить на расходах в семье, на каких именно?
  4. Правильно ли семья планирует свой бюджет? Как можно его улучшить?

Задача 5

Условие:

Семья Беловых состоит из трех человек. Мать, ребенок 8 лет и дочь  17 лет.  Мать открыла свой бизнес и работает в парикмахерской. Ее плановый  доход составляет 30 000рублей, но фактически вышло  20 000рублей из-за непредвиденных обстоятельств, кроме этого дохода  в семье есть доход дополнительный. В ноябре планировалось получить 8000рублей, на самом же деле была начислена надбавка и доход составил 9000рублей. Затраты в семье были следующими:

Планируемые расходы

Фактические расходы

Жилье:

  1. Электричество 300р.
  2. Отопление 600р.
  3. Водоснабжение 200р.
  4. Телефон 500р

Жилье:

  1. Электричество 450р.
  2. Отопление 600р.
  3. Водоснабжение 200р.
  4. Телефон 1000р

Транспорт:

Такси 625р

Транспорт:

Такси 625р

Животные:

Питание 200р

Животные:

Питание 200р

Продукты 5000р

Продукты 7000р

Себе:

Одежда  5000р

Себе:

Одежда  10000р

Личный кредит 3900р

Личный кредит 3900р

Вопросы:

  1. Есть ли в семье Беловых перерасход денежных средств, экономия? Как это сказалось на бюджете семьи?
  2. Есть ли возможность в семье для создания резерва денежных средств?
  3. Приведите примеры путей экономии средств семейного бюджета.
  4. Какие расходы семьи занимают наибольший удельный вес?
  5. Можете ли вы сами приносить доход в семью? 
Категория: РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦДИСЦИПЛИН И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ | Добавил: agroteg | Теги: интегративный урок по экономике. но, семья и бюджет
Просмотров: 483 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

"ГАПОУ СО "Новоузенский агротехнологический техникум"

413362 Саратовская область, город Новоузенск, улица Трутнева, дом № 48

Тел: (84562) 2-80-91

E-mail: ntexnikum@mail.ru

Конструктор сайтов - uCoz