Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
"Новоузенский агротехнологический техникум"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ » РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦДИСЦИПЛИН И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ

СУРОВЦЕВА Е.Ю. Методика проведения практического занятия по дисциплине «Бизнес-планирование»
18.06.2015, 13:47

Методика проведения практического занятия по дисциплине «Бизнес-планирование»

Автор: преподаватель экономических и бухгалтерских  дисциплин Суровцева Е.Ю.

Введение

        Основная задача средних специальных учебных заведений -подготовка студентов к предстоящей трудовой деятельности. Подготовка к труду включает в себя, с одной стороны, вооружение основами знаний, необходимых в труде, с другой – формирование профессиональных умений и навыков. В труде специалиста большое место занимают умения – способность использовать знания в практической деятельности в изменяющихся условиях. Специалист должен уметь планировать свою работу, делать расчеты, принимать оперативные решения на основе анализа сложившейся ситуации, контролировать ход и результаты своего труда.

       И умения и навыки формируются в процессе деятельности. Чтобы выработать тот или иной навык, необходимы многократное повторение действий, упражнение, тренировка. Формирование умений происходит в процессе неоднократного выполнения студентами соответствующих заданий: задач, расчетов, анализа ситуаций.

       Суть активных методов, направленных на формирование умений и навыков, как раз состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами таких задач, в процессе решения которых они овладевали бы способом деятельности. Казалось бы, умения и навыки проще всего формировать в процессе производственной практики, но опыт показывает. Что это не совсем так. Если умения и навыки по рабочей профессии в основном успешно формируются в ходе производственной практики, когда учащиеся на рабочем месте постоянно выполняют ту или иную работу, то овладение умениями на практике проходит менее успешно. В период технологической и преддипломной практики далеко не каждому студенту выпадает возможность решить весь комплекс задач, которые он должен выполнять в соответствии со своими должностными обязанностями. Зачастую в период производственной практики студенты выполняют работу, необходимую в данный момент производству.

      В этом отношении обучение на практических занятиях может быть более целенаправленным и комплексным, охватывающим все стороны практической деятельности будущего специалиста. Поэтому очень важно на таких занятиях использовать задания, имеющие межпредметные связи.

      К основным методам практического обучения относят:

  1. Анализ производственных ситуаций;
  2. Решение ситуационных профессиональных задач;
  3. Деловые игры;
  4. Имитирование профессиональной деятельности с помощью тренажеров;
  5. Выполнение индивидуальных заданий в процессе производственной практики.

В данном случае преподаватель проводил практическое занятие с решением ситуационных профессиональных задач. В результате использования активных методов обучения при закреплении знаний и формировании профессиональных умений и навыков у студентов накапливается первоначальный опыт профессиональной деятельности.

Аннотация

   Данная методическая разработка предназначена для оказания помощи преподавателям при подготовке и проведении занятий по методике вовлечённого обучения с целью активизации мыслительной деятельности студентов.

Основная часть

Для того, чтобы урок прошел эффективно, необходимо всё чётко спланировать и подготовить.

Студенты группы получили превентивное (опережающее) задание: по данным годового отчета провести анализ финансово-экономического состояния СХА им. Жидкова. А также внести предложения по улучшению сложившейся ситуации.

Урок начинается с сообщения темы, цели и задачи. После этого идет проверка первой части домашнего задания: анализ финансово-экономической ситуации СХА имени Жидкова. Ребята с помощью экрана и мультимедиапроектора анализируют:

  1. Финансовые результаты деятельности хозяйства;
  2. Рентабельность предприятия;
  3. Динамику и структуру источников капитала;
  4. Динамику структуры собственного капитала;
  5. Динамику структуры заемного капитала.

По завершении анализа, преподаватель и студенты переходят к

обсуждению выводов и предложений по улучшению сложившейся финансовой ситуации хозяйства.

После этого преподаватель знакомит студентов с инструкцией

по технике безопасности при работе с персональным компьютером, а также с ходом выполнения работы по инструкционной карте и данным годового отчета.

     Ребята выполняют практическое задание: самостоятельно разрабатывают бизнес-план по улучшению финансово-экономического состояния СХА им.Жидкова. К основному компьютеру подключен мультимедиапроектор и экран, поэтому студенты затрудняющиеся с выполнением какого-либо задания с помощью комментариев преподавателя могут сделать тот или иной этап работы.

     По завершению работы на компьютере ребята отправляют свои отчеты на основной компьютер. После этого преподаватель начинает проверку: просматривает отчеты на основном компьютере, а также приглашает студентов к экрану проанализировать полученные результаты.

     В конце занятия преподаватель выставляет оценки, анализируя работу каждого студента.

    Заключение

         Таким образом, тематика данного урока является весьма актуальной в условиях сложившихся рыночных отношений. Бизнес-планы нужны всем: банкам и спонсорам, у которых предприниматель собирается брать кредиты для создания своего дела; сотрудникам уже действующей фирмы для понимания целей, задач и  перспектив развития предприятия; самому предпринимателю, для того чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их на целесообразность и реалистичность.

         Сложности перехода к рыночной экономике в России обусловлены не только слабостью законодательной базы и медленными темпами реформирования национальной экономики, но и недостаточным уровнем профессиональной подготовленности руководителей и менеджеров различных категорий рынка. Такое положение во многом объясняется и массовой психологией работников, особенно средних и крупных предприятий, отдающих предпочтение производителю, а не потребителю. Рыночное сознание обусловлено иным  видением взаимосвязей сферы производства и потребления. Рыночная экономика базируется на таком производстве товаров и услуг, которые потребляются. Производится только то, что купит потребитель.

         Начиная новый бизнес или реконструируя действующее предприятие, главный вопрос, который интересует предпринимателя, это потребности рынка. Сами же потребности со временем изменяются, трансформируются требования к качеству и функциональным возможностям товаров. Такое динамичное положение на рынке необходимо учитывать при разработке нового товара, организации и финансировании его производства. Проще говоря, перед началом каждого нового периода совершенствования производства расширения видов деятельности и номенклатуры товаров необходимо ответить на вопрос: стоит ли вкладывать деньги и затрачивать усилия на конкретную деятельность? Инструментом решения этой проблемы служит бизнес-план. Его разработка позволяет согласовывать возможности  предприятия с потребностями рынка на определённый период.

         Бизнес-план является составной частью текущего и стратегического планирования развития предприятия . Язык бизнес-плана широко распространён во всём мире среди предпринимателе. В этих условиях освоение методов такого вида планирования является необходимым элементом перестройки мышления всех категорий работников на рыночный способ хозяйствования.

Список литературы

  1. Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие.-М.:ФОРУМ:ИНФРА-М.2006.272с.
  2. Бизнес-план инвестиционного проекта./Практическое пособие. Под ред. Иванниковой И.А. М.: «Экспертное бюро-М», 1997.112 с.
  3. Буров В.П., Ломакин А.Л., Морошкин В.А.Бизнес-план фирмы: Теория и практика. М.: Тандем, ЭКСМОС, 2000.176 с.
  4. Томпсон А. и Стрикленд А. Стратегический менеджмент./ Пер. с англ. Яз.М.: Юнити, 1998. 200с.
  5. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. М.:ТАНДЕМ, ЭКСМОС, 1999.96с.
  6. Циферблат Л.Ф. Бизнес-план: работа над ошибками. М.: Финансы и статистика, 2000, 144 с.

Приложение № 1

Таблица 1.Финансовые результаты деятельности, тыс. руб.

Показатель

2010

2011

2012

Отклонение  (+,-)

1.Выручка от продажи товарной продукции

7513

8718

16925

+9412

2.Себестоимость проданной товарной продукции раб.

7235

7880

12209

+4974

3.Валовая прибыль (убыток)

278

838

4716

+4438

4.Прочие операционные доходы

882

4129

2412

+1530

5.Прочие операционные расходы

728

4400

2848

+2120

6.Внереализационные доходы

863

-

-

-

7.Внереализационные расходы

242

-

-

-

8.Прибыль (убыток) до налогообложения

1053

567

3476

+2423

9.Чрезвычайные доходы

-

-

-

-

10.Чрезвычайные расходы

356

345

109

-247

11.Чистая прибыль

697

222

3367

+2670

 Вывод: Данные таблицы показывают, что от продажи продукции в 2012 году получена прибыль в размере 4716 тыс. руб., в то время как в 2010 году - 278 тыс. руб. Однако в получении прибыли не наблюдается стабильности ее роста, как в прибыли до налогообложения, так и в размере чистой прибыли. Если в 2010 году она составляла 697 тыс. руб., то в 2011 году она снизилась до 222 тыс. руб., а в отчетном году она увеличилась до 3367 тыс. руб. или на 2670 тыс. руб. от 2010 года.

   Таблица 2. Рентабельность предприятия

Показатели

2010

2011

2012

Отклонение в % к 2010 году

1.Выручка от проданной товарной продукции

7513

8718

16925

225

2.Себестоимость от проданной товарной продукции

7235

7880

12209

169

3.Прибыль, тыс.руб.

278

838

4716

1696

4.Уровень рентабельности в %

3,8

10,6

38,6

1016

  Вывод:  Анализируя таблицу  можно сделать вывод, что в 2012 году хозяйство сработало наиболее эффективно, так как на рубль затрат получила 38,6 копеек прибыли, достаточной для расширения производства, в то время как в 2010 году лишь 10,6 копеек, а базисном 3,8 копеек.

Таблица 3.  Динамика и структура источников капитала сельхозартели им.Жидкова

Источник капитала

Наличие средств, тыс.руб

Структура средств, %

на начало года

на конец года

изменение (+,-)

на начало года

на конец года

изме-нение (+,-)

Собственный капитал

18288

21022

+2734

76,5

46,3

-30,2

Заемный капитал

5614

24330

+18716

23,5

53,7

30,2

Итого

23902

45352

+21450

100

100

-

   Вывод:  Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что основной удельный вес среди источников средств занимает собственный капитал, однако к концу года его удельный вес сократился на 30,2%, и доля заемного капитала увеличилась.

Таблица 4.  Динамика структуры собственного капитала Артели

Источник капитала

Наличие средств, тыс.руб

Структура средств, %

на начало года

на конец года

изменение (+,-)

на начало года

на конец года

изменение (+,-)

Уставной капитал

11

11

-

0,06

0,05

-0,01

Добавочный капитал

17644

17644

-

96,5

83,9

-12,6

Резервный капитал

-

-

-

-

-

-

Нераспределенная прибыль

633

3367

2734

3,5

16

+12,5

Итого

18288

21022

2734

100

100

100

    Вывод: Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что в изменении собственного капитала увеличилась доля нераспределенной прибыли на 12,5%, а доля добавочного капитала сократилась. Однако общая сумма собственного капитала за 2012 год увеличилась на 2734 тыс. руб. Увеличение собственного капитала произошло в связи с увеличением чистой прибыли, полученной в 2012 году.

    Таблица 5.  Динамика структуры заемного капитала Артели

Источник заемных средств

Сумма, тыс.руб

Структура капитала, %

на начало года

на конец года

изменение (+,-)

на начало года

на конец года

изменение (+,-)

Долгосрочные обязательства

490

362

+128

9,6

14

4,4

Краткосрочные кредитования

2331

1300

-1031

45,5

50,3

4,8

Кредиторская задолженность

2793

1284

-1509

54,5

49,7

-4,8

в т.ч. поставщики и подрядчики

1340

-

-

26

-

-

задолженность перед персоналом

-

-

-

-

-

-

задолженности перед государством

6

63

57

0,1

2,4

2,3

прочими кредиторами

1447

1221

-226

28,2

47,2

19

Итого

5124

2584

-2540

100

100

-

в т.ч. просроченные обязательства

-

-

-

-

-

-

   Вывод: Из данной таблицы следует, что сумма заемного капитала в отчетном году сократилась на 2540 т.руб. или на 49,6%. Произошли изменения в структуре заемного капитала доля долгосрочных и краткосрочных увеличилась более чем на 4%, но сократилась кредиторская задолженность хозяйства.

    Привлечение заемных средств в оборот предприятия – явление нормальное. Это содействует временному улучшению финансового состояния при условии, что они не замораживаются на продолжительное время в обороте и своевременно возвращаются. В противном случае может возникнуть просроченная задолженность, что в конечном итоге приводит к необходимости выплаты штрафов и ухудшению финансового положения

 

 

Категория: РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦДИСЦИПЛИН И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ | Добавил: agroteg | Теги: новоузенский агротехнологический те
Просмотров: 815 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

"ГАПОУ СО "Новоузенский агротехнологический техникум"

413362 Саратовская область, город Новоузенск, улица Трутнева, дом № 48

Тел: (84562) 2-80-91

E-mail: ntexnikum@mail.ru

Конструктор сайтов - uCoz