Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
"Новоузенский агротехнологический техникум"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ » ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Кучерявая В.Н. Музыка-часть нашей жизни. (методическая разработка)
19.01.2017, 19:20

ГАПОУ СО «Новоузенский агротехнологический  техникум»

Кучерявая В.Н.,преподаватель русского языка и литературы

             Методическая разработка литературно – музыкальной композиции 

                           на тему: «Музыка – часть нашей жизни»

 

г. Новоузенск, 2016 год

Методическая цель разработки:

- оказание методической помощи кураторам в проведении классного часа.

Цели мероприятия:

- способствовать эстетическому воспитанию студентов;

- воспитывать чувства любви и уважения к русской песне.

Форма проведения: литературно-музыкальная  композиция.

Место проведения: клуб техникума.

Участники: группы Т-11, Б-11,В-11.

Продолжительность: 60 минут.

Сфера: «Я – сфера», «Я и общество».

Социальные роли: коммуникативная, духовно-потребительская, творческая, нравственная.

Оборудование: компьютер, видеопроектор.

  1. ВСТУПЛЕНИЕ

         Роль музыки в жизни человека огромна. Музыка, как и другой вид искусства, имеет огромное эмоциональное воздействие на чувства людей, затрагивает самые потаенные участки души,побуждает на самоотверженные поступки, вызывает нежность, доброту, желание сделать приятное окружающим.

         Сегодня речь пойдёт о таком жанре музыки как песня.                     Песня – это небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно куплетное; это наиболее распространённый жанр вокальной музыки. Народной и профессиональной. Песни бывают революционные, бытовые, лирические, эпические и т.д.; они различаются и по происхождению: крестьянские, солдатские, городские, бурлацкие, и проч. Песня известна ещё с античных времён. В настоящее время песня – неотъемлемая часть нашей жизни.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

         С незапамятных времён и до недавних лет встреча гостей в России никогда не обходилась без общей песни. Сколько радости и удовольствия доставляла она собравшимся, сколько пробуждала общих чувств, а какие воспоминания уносили все, уходя домой! Это было подлинное очищение души, приобщение к миру музыки, поэзии и в то же время соприкосновение с внутренним миром близких людей. Поистине – единение душ.

         Что же за сила заключена в песне? Сила, которая заставляет её звучать, делать необходимой в самые драматические и значительные моменты истории?

         Поэт Роберт Рождественский в своей книге «Разговор пойдёт о песне» во многом отвечает на этот вопрос:

         «Настоящая песня – это огромно. Это часть нашей жизни. Причем, значительная часть. Ведь она, песня, нежная колыбельная песня, будто спрессованная из доброты, света и тепла,- первое, что мы слышим, когда приходим на землю.

         И она, песня,- последнее, что провозглашает нас в конце жизни, когда мы уже ничего не слышим.

         Между этими двумя песнями – наша жизнь. Пёстрая, мельтешащая, такая продолжительная и такая мгновенная жизнь.

         Жизнь, в которой постоянно звучит песня.

         …Ни один вид искусства не может так объединять людей, как это делает песня!»

В 20-30-е г. большую  популярность приобрела массовая песня. Это был  новый популярный стиль, который стоял на передовых рубежах строительства новой республики.

Песня оказалась гораздо сильнее печатного слова, так как утверждала веру  в могущество страны, её вождя, вселяла уверенность  в завтрашнем дне. Традиционно день начинался такими , громко звучащими из репродукторов песнями: «Нас утро встречает прохладой…», «Нам песня строить и жить помогает…», «Я люблю тебя , жизнь…».

         Эта способность объединять с необычайной силой проявилась в песнях Великой Отечественной войны. Суровость и героика пришли в те годы в песню. Одна из них – «Священная война» - стала музыкальной эмблемой, гимном Великой Отечественной войны. Почти из всех кинофильмов, радио- и телепередач, посвященных военной теме, звучит эта песня. Суровая маршевость, как мерная поступь, чёткий ритм, мужественная мелодия, огромная энергия, заключенная в этой песне, сделали её призывом к борьбе. Песня эта звучала, как набат. Была в ней ненависть к врагам и светлая вера в победу.

         «Эту песню всегда слушали стоя, с каким- то особым порывом, светлым настроением , и не только бойцы, но и мы, исполнители, нередко плакали»,- вспоминал автор, композитор А.В.Александров. Так песня вошла в жизнь всей страны.  (Звучит песня)

         В дни войны много было создано грозных песен гнева и мщения. Но наряду с ними рождались и совершенно иные, лирические песни. В войну их было написано очень много, задумчивых, тихих, отмеченных особой человечностью. Они слушались и пелись солдатами в короткие перерывы между боями. Эти песни связывали их с домом, с любимыми. Созданные в дни войны, они были для бойцов и воспоминаниями и надеждами. Много из этих песен считались народными, хотя у них были авторы. Так,  М.Блантеру принадлежит песня «Враги сожгли родную хату…» на стихи М. Исаковского, песня, которую фронтовики и сейчас не могут слушать без волнения. Он же сочинил лиричный, щемящий  душу вальс «В лесу прифронтовом», а также облетевшую весь мир «Катюшу». Она была написана ещё до войны вместе с поэтом М.Исаковским, но полное признание и подлинно народную любовь завоевала в военные годы. Знаменательно, что новое оружие бойцы назвали ласково «Катюшей». Песня стала символом верности девичьей любви. Эту песню знали и любили не только в нашей стране, но и за рубежом. Не случайно почти спустя полвека  русская девочка по имени Катюша стала эмблемой Московского фестиваля молодежи и студентов, этого всемирного форума юности планеты.  ( Звучит песня «Катюша»).

         Закончилась война, а песни той поры продолжали звучать и оставаться любимыми. Их теплота и искренность не померкли и сейчас. Мы слышим их по радио, телевидению, с эстрады. Множество песен о войне написано и в наши  дни. Это песни – воспоминания, живые звучащие памятники : «Бухенвальдский набат», «Мальчишки», «На безымянной высоте», «Берёзы», «Москвичи» ( «Серёжа с Малой Бронной»), «Журавли», «Алеша». (Звучит песня «Журавли»).

         Песня «День Победы» на стихи В.Харитонова была создана к 30-летию Победы  35-летним композитором Д.Тухмановым. Эта песня в чем-то перекликается с мелодиями военных лет. Глубоко человечная, она воскрешает  горечь потерь и радости победы. (Звучит песня «День Победы»).

         Время неумолимо движется вперёд. 1961 год – важнейшее событие в нашей стране: запущен 1-ый космический корабль с первым  человеком на борту. Началась эра космоса.

(Песня «Знаете, каким он парнем был…»).

         В 1980г. в СССР произошло событие мирового масштаба – в Москве проходили летние Олимпийские игры, причём,  в сложной политической обстановке. Но, несмотря на это, наша страна стала победителем –заняла 1 место. Талисманом Олимпиады стал Олимпийский Мишка, автор – Виктор Чижиков. Олимпиаде посвящено много песен, среди которых наиболее трогательная, известная по церемонии закрытия игр «До свиданья, Москва»  (Слова Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой).

В 70-х г. Появились новые тенденции в музыке. И настоящую революцию в этом совершил композитор Д. Тухманов, выпустив прогрессивный альбом «По волнам моей памяти», куда вошла знаменитая «Песня вагантов» на слова поэта романтика Р. Бодлера.

Песня неотделима от жизни человека, начиная с его  рождения – это колыбельная, о которой прекрасно сказал известный поэт Расул Гамзатов:  

У меня бы не было языка родного,

Собственного имени, голоса, лица.

В странствиях далёких я давным-давно бы

Заблудился, словно в космосе овца…

Я б не знал, как сильно, нежно,

 страстно, смело

Ты, любовь, способна вспыхивать во мне,-

Если б моя мама песен мне не пела,

Колыбель качая, как лодку на волне.

Песня сопровождает растущего ребёнка в течение всей его школьной жизни и не позволяет забыть её   благодаря таким мелодиям, как «Когда уйдём со школьного двора»

В наше время популярная музыка видоизменилась  до возможных пределов: ритм-энд-блюз ,хип-хоп, рок , рэп,джаз,альтернатива,электронная музыка  звучат в каждом доме, в каждом баре, ресторане,магазине и в машине.Популярным стало звучание  одного из современных течений в музыкетакого как рэп.Это чтение рифмованного текста под музыку.Рэп возник как уличное искусство.И это не просто музыка, это стиль жизни: он отражает интересы и надежды  современной  молодёжи. Известные рэперы  -  это Тимати,  Оксимирон.

(Беседа со слушателями  об их музыкальных  кумирах. Звучит  песня-рэп.)

                                     Заключение

Музыка. Что она значит в нашей жизни? Музыка – это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании. Это мир красоты , фантазии и глубоких чувств. Можно согласиться со словами Л. Бетховена: «Музыка должна высекать огонь из сердца человека.» Что это значит? Музыка не должна оставлять человека равнодушным. Не случайно говорят: « Хороша та музыка, которая делает человека лучше»  и добавляют: «Прекрасное пробуждает доброе».

 

Категория: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА | Добавил: agroteg | Теги: новоузенский агротехникум, музыка-часть нашей жизни методическ
Просмотров: 396 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

"ГАПОУ СО "Новоузенский агротехнологический техникум"

413362 Саратовская область, город Новоузенск, улица Трутнева, дом № 48

Тел: (84562) 2-80-91

E-mail: ntexnikum@mail.ru

Конструктор сайтов - uCoz