Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ » ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА |
12.05.2017, 00:24 | |
Студенческое самоуправление в образовательном учреждении Самоуправление можно условно назвать одной из ветвей власти. Другая ветвь власти – административная власть, которую в учебном заведении возглавляет директор. Эти две ветви власти – власть самоуправления и административная власть – не подчиняются друг другу. Директор не может командовать органом самоуправления, точно так же, как в государстве премьер-министр не может командовать парламентом. Самоуправление – это власть. А если это власть, то командовать ею нельзя. Студенческое самоуправление – форма управления, предполагающая активное участие студентов в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся жизнедеятельности учебного заведения или его отдельных подразделений, защите прав и интересов обучающихся, включение студентов в различные виды социально значимой деятельности. Студенческое самоуправление - форма участия студентов в жизни учебного учреждения, города и области. На современном этапе развития общества неуклонно возрастает общественная активность студенческой молодежи. И, прежде всего, она выражается в развитии студенческого движения. Это происходит по той причине, что студенты все больше чувствуют необходимость объединения для реализации собственных интересов и потребностей, защиты своих прав. Наиболее лучшим образом социальному развитию личности студента способствует коллективная самоорганизация студенческой среды, одним из наиболее ярких проявлений которой выступает студенческое самоуправление. Студенческое самоуправление появилось достаточно давно, и было заимствовано из стран зарубежья, но развиваться быстрыми темпами начало только сейчас. Это связано с событиями происходящим в стране и властью, которая сейчас управляет государством, а также многими другими немало важными факторами. Студенческое самоуправление зародилось вместе с появлением высшей школы, а именно в первых университетах средневековой Европы (в ХП в. в Италии). Первые университеты представляли собой автономные с развитой демократией и студенческим самоуправлением (сам термин "студенческое самоуправление" был введен гораздо позднее), созданные с академическими целями объединения профессоров-лекторов и студентов. Содержание самого слова "университет" не соответствовало современному термину. Понятие означало "все из группы" и относилось только к популяции студентов, не включая в себя учителей или докторов наук. Учителя образовали позднее свою корпоративную структуру - коллегию, в большой мере с целью защиты от власти студентов. Фактически современные взаимоотношения студентов с факультетскими и университетскими властями в процессе выработки академической политики представляют собой полную противоположность подобным отношениям в средние века. Тогда студенты посредством официальных законопроектов университета и избрания собственного исполнительного лица, ректора, осуществляли строгий контроль над профессиональной деятельностью педагога и над его взаимоотношениями с сообществом. Труд значительного количества преподавателей и в более поздний период становления университетов оплачивался взносами студентов, а не церковью или светской властью. Ранний период конституирования университетов, как показывают исследования, оставил глубокий след в дальнейшей истории. От него идут традиции студенческой солидарности, автономии и самоуправления. Основными целями студенческого самоуправления является: развитие и совершенствование образовательно-воспитательного процесса на основе современных инновационных технологий; содействие в решении организационных, культурологических, социально-бытовых и прочих вопросов, затрагивающих интересы студентов; создание условий, способствующих формированию у студентов персональных личностных и деловых качеств, необходимых для максимальной их самореализации на современном рынке труда. Основными заданиями органов студенческого самоуправления являются: обеспечение и защита прав и интересов студентов, в частности относительно организации учебного процесса; содействие учебной, научной и творческой деятельности студентов; содействие созданию соответствующих условий для проживания и отдыха студентов; организация сотрудничества со студентами других учебных заведений и молодежными организациями; непосредственное участие студентов в реализации государственной молодежной политики; привлечение студентов к трудовой деятельности в свободное от учебы время; проведение вечеров отдыха, конкурсов, КВН, посвящения в студенты, выпускных вечеров, дней факультетов; организация надлежащего быта, отдыха и досуга студентов в общежитиях и содействие соблюдения студентами правил внутреннего порядка вместе с отделом воспитательной работы, хозяйственной службой, комендантами общежитий; участие в работе по организации соревнований на образцовые комнаты, этажи, общежития; содействие привлечению студенческой молодежи к активному участию в политической, экономической и социальной жизни учебного заведения и города; проведение независимых социологических опросов по вопросам, значимым для студенческой молодежи; сотрудничество с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и заключение с ними соглашений; обеспечение выполнения студентами своих обязанностей; пропаганда здорового образа жизни, предотвращения совершения студентами правонарушений, употребления ими алкоголя, наркотиков, курения и другое. Студенческое самоуправление — самостоятельная общественная деятельность студентов по реализации функций управления учебного заведения, которая определяется ими и осуществляется в соответствии с целями и задачами, стоящими перед студенческими коллективами. Определения студенческого самоуправления 1. Студенческое самоуправление как целенаправленная деятельность Студентов; 2. Студенческое самоуправление как форма воспитательной работы в вузе; 3. Студенческое самоуправление — есть одна из форм молодёжной политики РФ. Принцип Студенческого Самоуправления - это добровольное объединение студентов вуза с целью совместного решения вопросов по повышению качества студенческой жизни. Объединение даёт им право принимать участие в управлении студенческой жизнью вуза и использовать возможности Студенческого Самоуправления для самореализации и развития. При этом Студенты добровольно определяют степень своего участия. В РФ в настоящее время выработаны 4 формы студенческого самоуправления: Общественное объединение студентов данного образовательного учреждения; Общественный орган, выполняющий функции студенческого самоуправления (статус органа определяется приказом директора или договором); Профсоюзная организация студентов, выполняющая функции органа студенческой деятельности; Отделение муниципальной, региональной, межрегиональной, общероссийской общественной организации, заключившей договор с образовательным учреждением (статус организации определяется соглашением). Одной из важных составляющих в управлении образовательным учреждением является активное участие в нем студентов. В студенческом самоуправлении заключены большие потенциальные возможности для совершенствования профессионального образования, объединения для этого созидательных усилий студентов, преподавателей, родителей, работодателей, государства. Участие в студенческом самоуправлении это особый вид деятельности, в реализации которого проявляются и развиваются профессиональные, организаторские, лидерские, творческие способности и личностные качества студентов. Студенческое самоуправление в лице Студенческого Совета представляет собой основную форму участия студентов в управлении студенческой жизнью учебного образовательного учреждения. Студенческое самоуправление — одна из форм воспитательной работы учебного образовательного учреждения, осуществляемая в рамках «концепции непрерывного образования», направленная на формирование всесторонне развитой, творческой личности, с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда. Для справки: Россия вступила в Болонский процесс, и теперь обязательным условием аккредитации и аттестации вуза становится наличие системы воспитательной работы, в том числе наличие органов студенческого самоуправления. В наши дни, когда в образовательных учреждениях создаются управляющие советы, а само учреждение переходит в статус автономии, ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития. Немаловажную роль в развитии самоуправления на современном этапе играют и общественные молодежные объединения (организации), которые стали важным нововведением 90-х годов. В России молодежное объединение – это группа людей в возрасте от 14 до 30 лет, дети могут вступать в общественное объединение с 8 лет. Около 34 млн. россиян связаны с общественным сектором, будучи либо сотрудником, волонтером, либо адресатом помощи. Несколько сотен активно действующих международных, общероссийских, межрегиональных, региональных и местных детских и молодежных объединений реализуют на территории РФ тысячи программ и проектов различной направленности. И хотя общественные объединения молодежи пока не стали массовым явлением, тем не менее их число растет и студенты приобретают навыки управления таким общественным объединением.
| |
Просмотров: 516 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |