КРУЖКИ [1] |
СМОТРЫ-КОНКУРСЫ [10] |
ПРАКТИКА [29] |
ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ [86] |
Главная » Статьи » КРУЖКИ, СЕКЦИИ, СОРЕВНОВАНИЯ » ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ |
ГАПОУ СО "Новоузенский агротехнологический техникум" Александр Милованов - педагог дополнительного образования, протоиерей Покровской епархии ссылка на полный текст статьи Образ идеального правителя средневековья: благоверный князь Александр Невский и король Людовик IХ Образ идеального правителя средневековья: святой благоверный князь Александр Невский и Людовик IХ Святой. Аннотация Макиавеллизм как основа современной политики, лишенной этико-религиозной оценки, его влияние на потерю современной христианской идентичности народов Европы. В статье приводится историческая перспектива исследования примеров двух выдающихся правителей XIII века, формировавших действительный образ христианского отношения к власти. Рассматриваются общность и различие образа служения Богу, Отчизне и ближним в жизни и государственной деятельности святого благоверного Александра Невского и Людовика IХ Святого. Отмечается значение подвига благочестия правителей средневековья для осознания общих цивилизационных корней, и понимания того, что процесс формирования государственности культуры в России и в странах Европы немыслим вне христианского контекста. Ключевые слова: христианская идентичность, Александр Невский, Людовик IX.
Образ идеального правителя средневековья: святой благоверный князь Александр Невский и Людовик IХ Святой. На заре Средневековья, создавая новые смыслы из словесных созвучий, так определил суть власти святой Исидор Севильский в формуле: " Rex a recte regendo», где слово «правитель» происходит от «справедливого правления». В самой словарной форме королевского титула средневековый человек видел и его содержание: правящий «неправильно», не «recte», в общем-то уже не правитель, не «гех». Ярко эту мысль раскрывает Стефан I, король Венгерский, почитаемый святым на Западе и Востоке: «Если короля запятнает безбожие и жестокость, напрасно он претендует называться королем, его необходимо называть тираном»[1]. То есть земной правитель, христианский монарх, должен в первую очередь руководствоваться в своем правлении правдой Божией, так как он мыслился в своем праведном правлении именно как образ и отображение Небесного Царя. Никколо Макиавелли же вошёл в историю политической мысли как создатель новой «науки о политике». Он создал ряд произведений, которые и сегодня, спустя более, чем 500 лет, популярны среди политиков и бизнесменов и считаются мировой классикой, на положения которой они опираются в стратегии построения своего политического и экономического курса. В чем была новизна учения Макиавелли, в отличие от средневековых представлений? Дело в том, что толкование политики им отделялось как от теологии, так и от этики, что впервые и было озвучено публично. «Цель оправдывает средства» и «Победителей не судят — эти жёсткие высказывания Никколо Макиавелли как его современники, так и последующие поколения находили шокирующими. Разумеется, вероломство, обман и жестокость в политике были вещами обыденными, однако они традиционно считались отступлением от «христианских добродетелей», к которым подобало стремиться всем людям, включая в первую очередь правителям. Но Н. Макиавелли провозгласил, что человек облеченный властью должен всегда действовать в согласии со временем и обстоятельствами, а не с заповедями Бога, и это правило относил и к этике взаимоотношений: «Просто неразумно и непрактично постоянно придерживаться морали. Каждому, кто намеревается быть всегда добродетельным, придётся претерпеть много бед от недобродетельного большинства»[2]. Так, по мнению Макиавелли, никакие нравственные обязанности не должны удерживать правителя от достижения цели. Творчество Макиавелли стало неким соединяющим звеном между античной, средневеково-христианской и новоевропейской политико-правовой культурой в истории ее развития. Только развития ли? Русский мыслитель религиозно-консервативного направления, философ, К. Леонтьев (1831—1891) разработал идею цикличности развития государств, народов, культур. В этой теории прослеживается цикличность в развитии общества, которая подобна фазам онтогенеза, где есть эмбриональный период, рождение, рост и расцвет всех возможностей, но есть также угасание и смерть. «Цветущая сложность» западной цивилизации, в высшей точке своего развития, по мнению К.Леонтьева основывалась на сосуществовании множества начал: это византийское христианство, европейское рыцарство, греческая философия и римское право. Для россиян, которые сейчас ищут свои духовные корни, размышляют о своей самобытности и самостийности, в настоящее время, несомненно, важен разговор о том, что роднит цивилизации Востока и Запада, Византии и Западной Европы. Особенно же эта общность ярко проявляется в средние века, когда хотя уже произошел Церковный раскол, но единство подходов к решению вызовов современности основывалось на христианском мировоззрении. Конечно, в настоящее время противопоставление Церкви России и Европы имеет место быть, но можно утверждать, что это явление позднее, возникшее в начале нового времени, в чем можно убедиться из анализа богослужебных текстов. Важно отметить, что антилатинская тема полностью отсутствует в древнерусской гимнографии. Внимательное «изучение служб русским святым, которые могли быть составлены до начала XVI века, позволяет утверждать — даже единичных полемических пассажей в них совершенно нет» - отмечает проректор по научной работе СпбДА прот. К. Костромин[3]. Образ средневекового христианского правителя Запада и Востока ярко просматривается на примере двух современников, живших в XIII веке - Александре Невском и Людовике IX Святом. Следует отметить, что два этих монарха прославленны в лике святых, потому их личности и труды стали хрестоматийными как для православных Руси, так и для христиан Франции. В истории Церкви опыт святых это всегда актуальный и вечно живой урок и пример подражания для верующих. При содействии Божиим, святые совершали великие дела, становясь выдающимися просветителями и наставниками на все времена. В рамках данной работы не ставится задача, какого бы то ни было участия в спорах относительно правомерности такого сравнения между православным и латинским правителем. В стороне останутся вопросы военного и политического противостояния между Русью и соседними государственными образованиями в XIII веке, в силу того, что конфликты носили скорее круговую форму и разгорались между разными сторонами, а не только межу Русью и якобы единой западной коалицией. Александр Невский и Людовик I Х — удивительные личности не только в церковной, но и в мировой истории. Можно утверждать, что с их именами фактически так или иначе связано все, что мы видим сегодня в России и в христианской Европе. Личность Александра Невского обладает особым статусом в исторической памяти современного российского общества. Его имя среди прочих князей нашего средневековья, пожалуй, наиболее известно соотечественникам [Соколов]. Канонически Александр Невский рассматривается как святой, как своего рода золотая легенда средневековой Руси. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом — Золотой Ордой — и отразив нападение с Запада, одновременно защитив православие от католической экспансии. «Людовик IX занимает центральное место и в географическом, и в хронологическом, и в идеологическом отношении среди великих людей христианского мира XIII века» - считает французский историк Жак Ле Гофф, сторонник концепции Средневековья как особой цивилизации, отличной от античной и новоевропейской [Ле Гофф]. Даже скептичный Вольтер заметил, что этот человек, вознесенный на вершину власти, «умел сострадать, словно всю жизнь его преследовали несчастья»[4]. Сокрушаясь о собственной греховности и несовершенстве своих подданных, Людовик радел о нравственном преображении общества, которое начал с себя, и с собственной администрации, издав беспрецедентную серию законов, призванных улучшить нравы должностных лиц. Поразительно, как из личного благочестия короля и его стремления к очищению выросла целая система реформ управления и правосудия, укрепивших авторитет государя и изменивших саму французскую монархию. Людовик IX верил, что ему удастся обратить восточных владык в христианство. Верил, что это возможно и в итоге погиб в Тунисе во время очередного крестового похода для освобождения Святой Земли. [1] Праведный Стефан I, король Венгрии. URL: https://pravoslavie.ru/31776.html (дата обращения 10.01.2021). [2] Machiavelli N. The Prince. trans. G. Bull. Harmondsworth.: Penguin, 1961. P. 101. [3] Костромин К. Антилатинская полемика в древнерусском богослужении//Палеоросия. Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antilatinskaya-polemika-v-drevnerusskom-bogosluzhenii (дата обращения 10.01.2021). [4] Вольтер. Опыт о нравах. Гл. LVTII ссылка на полный текст материала Образ идеального правителя средневековья: благоверный князь Александр Невский и король Людовик IХ
| |
Просмотров: 307 | | |
Всего комментариев: 0 | |