КРУЖКИ [1] |
СМОТРЫ-КОНКУРСЫ [10] |
ПРАКТИКА [29] |
ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ [86] |
Главная » Статьи » КРУЖКИ, СЕКЦИИ, СОРЕВНОВАНИЯ » ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ |
Шлыкова С.Н. преподаватель экономических дисциплин Активные методы обучения в системе среднего профессионального образования как инновационный вектор развития общего и педагогического образования.
Проблема удовлетворения потребностей общества в высококвалифицированных специалистах актуальна на современном этапе. Стремительно меняющиеся требования к выпускнику, большой объем информации, необходимой для усвоения к концу обучения, побуждает использовать в образовании различные методы активного обучения. Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, характеризуются высоким уровнем активности обучающихся. Именно такое обучение сейчас общепринято считать «наилучшей практикой обучения». Из личного опыта могу сказать, что на активных занятиях – если они ориентированы на достижение конкретных целей и хорошо организованы – обучающиеся часто усваивают материал наиболее полно и с пользой для себя. Для организации активного обучения я использую педагогическую технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Согласно работам современных педагогов и психологов критическое мышление определяется как «разумное, рефлексивное» мышление (Дж.А Браус, Д.Вуд), которое позволяет объективно рассуждать, логично поступать в соответствии со здравым смыслом, дает возможность посмотреть на вещи с разных точек зрения и отказаться от собственных предубеждений, прийти к новым возможностям решения проблем. Например, когда обучающиеся на занятии по дисциплине Основы экономики самостоятельно осуществляли поиск информации по семейному бюджету, обучающиеся в групповой работе в процессе бурного обсуждения полученной информации, старались выбрать наиболее рациональный вариант достижения максимальной эффективности ведения домашнего хозяйства и увеличения капитала. Получая навыки критически мыслить, обучающиеся самостоятельно искали способы решения проблемы. В итоге, они не только решили поставленную перед ними задачу, но еще и сами предложили дополнительные варианты решения проблемы и в конце занятия смогли дать ответ на вопрос, чему они научились и где они смогут применить полученные знания и навыки. На занятиях стремлюсь формировать у обучающихся навыки :
Важным является умение осмысленно работать с информацией, умение выделять в ней основные идеи, видеть связь между ними, отбирать необходимую и отвергать неверную информацию, т.е., анализировать и оценивать ее. Такой подход может подготовить обучающихся к их будущей практической деятельности в стремительно изменяющемся мире. Американский педагог и волонтер программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Д. Клустер выделяет пять основных пунктов в характеристике критического мышления: «Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное… критическим мышление может быть только тогда, когда оно носит индивидуальный характер… Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления… В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить… В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации… И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими…»[1] В практике применения этой технологии используются такие педагогические новации как технология полного усвоения знаний; технология разноуровневого обучения; технология коллективного обучения и технология модульного обучения. Критическое мышление требует осмысленности в использовании различных методов работы. На философском уровне критическое мышление подразумевает владение разнообразными стратегиями интерпретации Текста, принятие факта принципиальной «уязвимости» любой теории, факта многополярности мира. Технологическую основу составляет базовая модель трех стадий «вызов – реализация смысла (осмысление) – рефлексия (размышление)», которая позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и размышлять о том, что они узнали. На стадии вызова (evocation) в сознании обучающихся происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие студентов в образовательном процессе активизируется, формируется познавательный интерес. Результатом данных процессов является самостоятельное определение ими цели дальнейшей учебной деятельности. На стадии осмысления (realization) учащийся вступает в непосредственный контакт с новой информацией – носителем новых идей. Происходит ее систематизация. Студент получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения уже известной и новой информации и выработки собственных умозаключений. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов преподаватель помогает обучающимся отслеживать процесс собственного понимания новых идей. Стадия рефлексии (reflection) характеризуется тем, что обучающиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит “присвоение” нового знания и формирование на его основе своего аргументированного представления об изучаемом объекте. Анализ студентами развития и эффективности собственных мыслительных операций составляет сущность данного этапа. Например, на занятиях по дисциплине Основы экономики, структура занятия по используемой технологии выглядит следующим образом: Стадия Вызов:
Стадия Осмысление:
Стадия Размышление
В ходе работы по такой модели обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли четко, понятно для других, уверенно и корректно по отношению к окружающим. На методическом уровне технология представляет собой систему приемов и стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного содержания. Базовая модель задает не только определенную логику построения занятия, но и последовательность, и способы сочетания конкретных методических приемов. Надо заметить, что обучение по технологии развития критического мышления становится продуктивным лишь тогда, когда сам преподаватель в процессе осознания собственной деятельности способен отказаться от официально утвержденных и годами практикуемых методов работы. Необходимо разрушение таких педагогических стереотипов, как:
Кроме того, очевидно, что переход к учению, сосредоточенному на самом обучающемся, представляет для педагога значительные трудности, поскольку превращает его из механического «переносчика информации» в настоящего партнера по «процессу добычи знаний». Данная модель оставляет педагогу широкое поле деятельности для профессионального роста, и что немаловажно, для реализации своих личностных качеств. Технологию развития критического мышления можно считать интегрирующей, в ней обобщены наработки многих технологий: она обеспечивает и развитие мышления, и формирование коммуникативных способностей, и выработку умения самостоятельной работы. В связи с большим арсеналом приемов и методов, входящих в технологию, каждый преподаватель может выбрать те, которые близки лично ему, не выходя за границы рамочного подхода данной технологии . То есть для любого педагога она может стать «своей». Это очень важно в том случае, когда педагогический коллектив стремится достичь позиционного единства всех преподавателей. Учитывая тот факт, что современный рынок труда предъявляет жесткие требования к выпускнику, данная технология позволяет ему соответствовать этим требованиям, помогая развить такие качества как: гибкость, настойчивость, осознание, готовность к планированию, поиск компромиссных решений. Девид Клустер Что такое критическое мышление?//Перемена: Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо.2001, № 4, С.36-40.
По большому счету, лектор должен так по ходу дела переструктурировать свою лекцию, чтобы осветить все заданные вопросы. Конечно же, в разумных пределах. | |
Просмотров: 485 | | |
Всего комментариев: 0 | |