КРУЖКИ [1] |
СМОТРЫ-КОНКУРСЫ [10] |
ПРАКТИКА [29] |
ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ [86] |
Главная » Статьи » КРУЖКИ, СЕКЦИИ, СОРЕВНОВАНИЯ » ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ |
Искараева А.М. социальный педагог Социализация студентов и формирования у них ценностных ориентаций в образовательном пространстве Важнейшей задачей современного общества и государства XXI века является воспитание нового поколения россиян, способных осваивать информацию и принимать эффективные решения. Профессиональное образование в свою очередь формирует личность студента, готовит жить его в меняющемся мире, в эколого-информационном обществе, учит современным формам общения, делает процесс обучения максимально способствующим раскрытию задатков и развитию способностей, подготавливает к самостоятельному профессиональному служению обществу. Общественная сущность человека проявляется в его отношениях и связях с другими людьми. Без приобщения человека к обществу невозможен процесс формирования личности, который ученые называют социализацией. Процесс социализации начинается с рождения ребенка и длится всю жизнь человека. Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем придется столкнуться в дальнейшей жизни. Ведущее значение имеют процессы воспитания, образования и, наконец, самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Социализация личности происходит в трех сферах - деятельности, общении и самосознании. Профессиональное образование является деятельностью и способствует социализации вступающего в жизнь человека, самоопределению его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней. Значение и функция среднего профессионального образовательного учреждения в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью его с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности студента в профессиональной сфере : - в сфере деятельности оно обеспечивает расширение и углубление междисциплинарных знаний, необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности гражданина, активное участие в созидательной социально-значимой деятельности, личная инициатива и готовность к социальным преобразованиям в техникуме, городе, крае, регионе, личная ответственность; - в сфере общения: прочное усвоение социальных норм, расширение и обогащение содержания и форм общения (в том числе в будущей профессиональной деятельности), приобретение умения использовать различные источники коммуникации, регулирующих взаимодействие людей, развитие коммуникативной составляющей личности; - в сфере самосознания: дальнейшее формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей профессиональной принадлежности, формирование устойчивой готовности к выполнению профессиональных обязанностей, новый этап формирования самооценки и саморегуляции. Таким образом, образовательное пространство в техникуме является следующей (после школы) очень важной ступенью социализации студентов. Важнейшим условием социализации студентов 1-2 курсов в образовательном пространстве техникума является умение педагога системно и продуктивно включить пришедшего из школы девятиклассника в процесс усвоения социальных норм и культурных ценностей в неразрывном единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в среднем профессиональном учебном заведении, а затем, в городе, крае. Это удается только в неразрывном единстве учебной и внеучебной деятельности. Специалист будущего видится как профессионал, которому необходимы не только знания и умения, но и такие ценностные ориентиры личности, как культура, творческие способности, неординарное мышление, потребность в самообразовании и самореализации, склонность к самопознанию и самооценке. Выделенные ценностные ориентации универсальны и определяются тем, насколько глубоко мировоззренческое понимание окружающего мира (природного и социального). Стране нужны деятельностные, энергичные, творческие специалисты, с активной гражданской позицией, инициативные, ответственные. Ведь именно профессиональное образовательное учреждение создает молодому специалисту фундамент для самореализации. Специфика профессионального обучения обязывает весь педагогический коллектив техникума работать не только в направлении социализации студентов, но и в подготовке будущих выпускников к реализации профессиональных компетенций в ходе учебной, производственной практики и, как результат- готовность к профессиональной деятельности. Внеучебная деятельность - это стартовая площадка и для реализации творческих, исследовательских и проектных способностей студентов в образовательном пространстве. К числу интереснейших форм деятельности, в которых студенты приобретают богатейший опыт нравственного взаимодействия необходимо отнести: политико-правовые игры, брейн-ринги, игры-аукционы, круглые столы и конференции, олимпиады. Участвуя в массовых мероприятиях и акциях, студенты приобретают опыт проектирования и моделирования социальных процессов. Это работа по совместному плану с ЦЗН, с Советом молодежи района, участие в волонтерском движении, в Совете студенческого самоуправления техникума и др. Таким образом, и во внеурочной деятельности последовательно создаются условия, позволяющие студентам приобрести устойчивые нравственные убеждения, ценностные ориентации. Социальный педагог Искараева А.М. | |
Просмотров: 593 | |
Всего комментариев: 0 | |