Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
"Новоузенский агротехнологический техникум"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » КРУЖКИ, СЕКЦИИ, СОРЕВНОВАНИЯ » ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ

Создание психолого-педагогических условий для формирования самоактуализирующейся личности

Гасилина Ю.Ю. - преподаватель иностранного языка

Создание психолого-педагогических  условий для формирования самоактуализирующейся личности

 

Современная система образования ориентирована на развитие творческого потенциала студентов, формирование социально активной личности, способной самостоятельно разрешать возникающие в процессе жизнедеятельности задачи.

Понятие «самоактуализация личности» является на сегодняшний день уже не новым для российской педагогической науки.

Понятие «самоактуализирующаяся личность» приравнивается к понятию «психологически здоровая личность». При этом, несмотря на различные определения самоактуализации у разных авторов, все они содержат в себе идею  о заложенном в человеческой природе стремлении к реализации всех своих потенциальных возможностей и способностей, составляющем сущность самоактуализации. Под самоактуализацией понимают непрерывную реализацию личностью потенциальных возможностей, способностей и талантов как свершение своей миссии, призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы.

Исследование механизмов и условий саморазвития человека, реализации заложенного в нем потенциала является актуальным в современной отечественной науке. В этой связи самоактуализация рассматривается как механизм, стимулирующий саморазвитие, делающий его потребностью, целью и жизненной стратегией.

Учебные заведения призваны уделять внимание возможностям реализации студентами собственных личностных потенциалов, развитию профессионально значимых качеств и ценностных ориентации, создавать благоприятный психологический климат в учебных группах. Оказывать своевременную помощь в разрешении личных проблем и расширении путей для самопознания, самопринятия и саморазвития личности. В студенческие годы идет становление творческой личности будущего специалиста, основная задача которого сделать рост и самосовершенствование целью дальнейшего личного и профессионального развития . В этой связи необходимо рассмотреть самоактуализацию как процесс, который имеет свои особенности проявления в учебно-профессиональной деятельности. Самоактуализация в процессе обучения  является залогом успеха последующей профессиональной деятельности, и поэтому значимым будет определение того влияния, который оказывает уровень профессиональной направленности на личностный рост в процессе обучения в учебном заведении.

Реализовать обозначенные идеи на практике, мы считаем возможным через создание образовательной среды, которая способствует самоактуализации личности учащихся. А это осуществимо при наличии широкой системы возможностей для творческого самовыражения студентов. Студенческий возраст имеет свои особенности проявления самоактуализации. Так, пред нами достаточно высокоинтеллектуальные, эмоционально не устойчивые, общительные, жизнерадостные, искренние, реалистичные студенты с низкой социальной креативностью. Отсутствие психологических барьеров и профессиональная креативность, в данном случае социальная, являются социально-психологическими факторами самоактуализации и при этом тесно связаны между собой. Для большинства студентов самой важной является личностная направленность, затем деловая и наименее важной – направленность на общение.

Можно выделить три компонента, которые послужили основными критериями развития это: когнитивный, потребностно-мотивационный и деятельностно-практический критерий.

Когнитивный критерий определяется такими показателями как информированность в выбираемой профессиональной области; значимость дисциплин, изучаемых в учебном заведении для будущей профессиональной деятельности; знание своих возможностей, психологических особенностей, интереса и здоровья для освоения выбранной специальности; определенность жизненных планов.

Потребностно-мотивационный критерий определяется устойчивостью мотивов; волевой установкой на преодоление трудностей; устойчивостью ценностных ориентаций; осознанность значимости роли и места выбранной специальности в своей будущей деятельности.

Деятельностно - практический критерий определяется наличием специальных умений и навыков для обучения специальности; активным участием в имитационной профессиональной деятельности; стремлением действовать самостоятельно, творчески, инициативно; умением анализировать и оценивать результаты своей профессионально - образовательной деятельности.

Можно предложить модель организации работы по формированию у студентов самоактуализации. Создание модели предполагает два направления по усовершенствованию механизма управления данной работой.

Первое направление – это подготовка педагогических кадров к решению проблемы организации работы по обозначенной проблеме.

Второе направление – это организация самоуправления студентов. Для решения  этих проблем в нашем учебном заведении как вы знаете, работает психолог,  социальный педагог, кураторы, совет самоуправления, различные кружки и спортивные секции, т.е. ведётся работа в разных направлениях для психолого-педагогического сопровождения (поддержки) студентов в процессе их обучения и профессионализации.

Таким образом, в вопросе самоактуализации студентов можно определить следующие особенности ее развития. Это:

  • стимулирование саморазвития, делающего его потребностью, целью и жизненной стратегией;
  • возможности реализации студентами собственных личностных потенциалов, развития профессионально значимых качеств и ценностных ориентации;
  • благоприятный психологический климат в учебных группах;
  • своевременная помощь в разрешении личных проблем и расширении путей для самопознания, самопринятия и саморазвития личности;
  • становление творческой личности будущего специалиста, основная задача которого сделать рост и самосовершенствование целью дальнейшего личного и профессионального развития;
  • профессиональная направленность на личностный рост в процессе обучения в учебном заведении;
  • связь с индивидуальными качествами личности, эмоционально-волевыми характеристиками и жизненными ориентирами;
  • важная составляющая в развитии личности студента и его профессионального самоопределения;
  • оптимальный стиль взаимодействия преподавателей со студентами, содержание и формы профессиональной подготовки студентов в учебном заведении.

Заключение: Концепция самоактуализации личности представляется перспективной, т.к. её можно использовать как модель идеального развития личности. Личность, достигшая самоактуализации, менее подвержена депрессиям, целеустремленна, отличается адекватной самооценкой, независима от условностей.

Вывод: Самоактуализирующиеся личности – это лучшие представители человечества. Они не завистливы, работают для развития и духовного обогащения всех людей. Они способны воспринимать жизнь в красках и радоваться ей. Они успешны в делах. Они любят и любимы. Они устойчивы к стрессам. У них есть цели и они к ним стремятся. Но таких людей к сожалению не много, но в  наших с вами силах  научиться обучать и воспитывать их. Конечно, в идеале, чтобы их воспитать и обучать, нам самим нужно быть самоактуализируемыми, т.е. самодостаточными людьми.

 

 

Категория: ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ | Добавил: agroteg (04.02.2015)
Просмотров: 439 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar