КРУЖКИ [1] |
СМОТРЫ-КОНКУРСЫ [10] |
ПРАКТИКА [29] |
ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ [86] |
Главная » Статьи » КРУЖКИ, СЕКЦИИ, СОРЕВНОВАНИЯ » ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ |
Использование информационных технологий на уроках математики преподаватель математики Устинова Н.Н Информационные технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают возможность для творчества, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Компьютер, интерактивная доска, мультимедиапроектор в образовательном процессе открывают новые возможности в работе преподавателя и в учебной деятельности студента. Информационные технологии являются основными инструментами в профессиональной практической деятельности человека. Одной из причин использования новых информационных технологий в образовательном процессе является то, что преподаватели вынуждены постоянно решать дилемму – как «уложить» растущий объём изучаемого материала в небольшое количество часов, которое имеет тенденцию к сокращению. С другой стороны, существует необходимость в тщательно подобранных учебно-методических материалах и пособиях, которые могут быть использованы при проведении учебных и практических занятиях. Одним из путей решения этой проблемы является создание презентаций, которые на современном этапе развития информационных технологий являются одним из самых эффективных методов представления и изучения любого материала. Компьютерные презентации позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения занятий с целью получения высокого результата, при минимальных затратах времени на обучение. Я на своих занятиях использую презентации для сопровождения лекций и индивидуальной работы студентов. Презентация отлично вписывается в структуру занятия, сопровождая рассказ преподавателя. Возможность вставлять любые объекты (картинки, графики, таблицы, и др.) в презентацию делает её особенно привлекательной при изучении сложных тем, когда необходимо показать модели или ход процесса. К тому же при представлении материала в таблицах, графиках и тезисах, включаются механизмы не только слуховой, но зрительной и ассоциативной памяти. Однако следует помнить, что использование презентации, как и любое использование компьютерных технологий, должно быть оправдано. То есть она должна давать возможность продемонстрировать тот материал, который станет понятнее именно в данной реализации, именно с использованием технических средств компьютера. В любом случае при первичном применении презентации даже самая простая реализация способна заинтересовать студентов. В нашем техникуме есть диски по различным предметам, в том числе и по математике, их я использую в своей работе. Применение электронных дидактических материалов на уроках математики показало: повышение интереса к урокам математики, улучшение дисциплины на уроках, улучшение успеваемости, повышение внимания и улучшение памяти. Это доказывает следующее наблюдение: при входном контроле знаний у студентов I курса с контрольными тестами справились 71% студентов, на «хорошо» и «отлично» только 35%. А в конце учебного года мотивация к обучению возросла благодаря системному использованию компьютерных технологий на учебных занятиях, что, безусловно, заинтересовывает студентов. Результаты контрольного среза в конце учебного года показали, что успеваемость составила 97%, а оценки «хорошо» и «отлично» получили 69% студентов. Создание слайдов для занятия - это очень удобно. Преподаватель освобождается от необходимости рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что экономит время, и потом, чертеж на экране – совсем не то, что изображено в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко. Объяснять новую тему по такому чертежу – одно удовольствие. В результате работы накоплен следующий материал с использованием информационных технологий: -уроки по темам: «Логарифмы и их свойства»; «Площади и объёмы»; «Аксиомы стереометрии и их следствия»; «Функции и их свойства». Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Как говорит пословица: «Тебе скажут - ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь». Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность студента. Мультимедийные технологии я использую: 1. Для объявления темы Темы занятий представляю на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса. 2. Как сопровождение объяснения нового материала В своей практике я использую созданные специально для конкретных занятий мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, таблицы, рисунки, графики. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого студента), тогда как преподаватель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован только по нажатию клавиш или по щелчку мышью, без использования автоматического перехода по истечении заданного времени, поскольку время, требуемое для восприятия студентами того или иного кадра с учетом дополнительных объяснений, может быть различным в зависимости от уровня подготовки студентов. 3.Для устной работы 4. Как информационно-обучающее пособие Такие пособия я использую в тех случаях, когда студент по какой-то причине не успел выполнить задание во время занятия или если он пропустил тему по причине болезни. В этом случае студенты могут прийти в кабинет после занятий и доработать материал. И, наоборот, студенты, которые успевают за занятие выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему разделу темы или выполнять творческое задание по изученной теме. Таким образом, благодаря индивидуальному режиму работы каждого студента, все достигают положительного результата. 5. Для контроля знаний Я заметила, что использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность студентов. Тесты должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и неправильных ответов. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании студентов изучать данный раздел. В своей работе я использую программы Microsoft Word , Power Point и «Weral Test». В ней можно создавать тестовые задания и проводить тестирование по математике, с помощью редактора электронных таблиц Microsoft Excel можно строить графики функций, составлять кроссворды и выполнять несложные вычисления. Отмечу выгодные особенности работы с компьютерной поддержкой на уроке: -легко достигается уровневая дифференциация обучения; -достигается оптимальный темп работы студента, так как каждый выполняет индивидуальное задание, работая в своем темпе; -сокращается время при выработке технических навыков студентов; -увеличивается количество тренировочных заданий; -отслеживаются ошибки, допущенные студентами, и повторно отрабатывается недостаточно усвоенный материал; -преподаватель меньше тратит времени на проверку работ. По требованиям стандартов III поколения в процессе образования делается упор на усиление самостоятельного и индивидуализированного обучения, развитие общих и профессиональных компетенций. Доминирующей тенденцией в развитии образования становится модель личностно - ориентированного обучения. Поэтому на каждом своём занятии учитываю индивидуальные и личностные способности студента, основываясь на передовых педагогических и информационных технологиях, и отмечаю положительную тенденцию результатов обучения.
| |
Просмотров: 427 | | |
Всего комментариев: 0 | |