КРУЖКИ [1] |
СМОТРЫ-КОНКУРСЫ [10] |
ПРАКТИКА [29] |
ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ [86] |
Главная » Статьи » КРУЖКИ, СЕКЦИИ, СОРЕВНОВАНИЯ » ПРАКТИКА |
ГАПОУ СО "Новоузенский агротехнологический техникум" Милованов А.Б. педагог дополнительного образования ИСТОРИЧЕСКАЯ И ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОНЯТИЯ ОДАРЕННОСТИ
ИСТОРИЧЕСКАЯ И ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОНЯТИЯ ОДАРЕННОСТИ
Аннотация. В статье осуществляется обзор исторической и этимологической трансформации понятия одаренности. Анализируются различные подходы к пониманию понятий «гениальность» и «талант», рассматриваются взгляды античных философов, христианских теологов, зарубежных и российских ученых на проблему гениальности, одаренности и таланта. Обсуждается этический аспект личной одаренности. Ключевые слова: одаренность, талант, гениальность, этическая оценка таланта.
Изучение проблемы одаренности охватывает значительный временной период. Проблема одаренности как отдельная область исследования сформировалась в середине XIX века, однако интерес к этой проблеме возник задолго до этого времени. Можно выделить, так называемый, философский период в развитии представлений об одаренности, когда данная проблема рассматривалась как проблема гениальности в философских трудах на протяжении многих веков. При этом особое внимание исследователей было обращено не на сам феномен одаренности, как некоторое личностное образование или социально-психологическое явление, а на проблему его происхождения (божественное или земное). В эпоху Античности первым объяснением природы индивидуальных различий и наличия выдающихся способностей у отдельных людей было неземное, божественное происхождение гениев. Выдающийся человек, по мнению древних, — счастливый избранник богов. Он послан на землю для того, чтобы преодолеть обыденные представления и силой духа озарить человечеству путь к совершенству и величию. Минуя понятие «божественный дар», объяснить достижения выдающихся художников, поэтов, ученых и общественных деятелей в древние времена не представлялось возможным. Такое понимание породило и соответствующую терминологию. С древнейших времен в научных трактатах и в обыденном сознании прочно утвердился термин «гений», от латинского genius —дух. В античной культуре гениальность рассматривалась как род иррационального вдохновения, озарения свыше. Древние греки считали ее неземной способностью, источником которой является соединившийся с человеком божественный дух, благодаря чему человек приобретает качественно иные, недоступные большинству возможности. Будучи избранным свыше, гений, по мнению великих мыслителей Античности, должен соответствовать своему призванию и иметь непременно благочестивый образ жизни. Мудрый человек, по мнению Гераклита, сообразуя свои слова и дела с логосом целого, находит правильный образ мышления и действия [1, с. 155], и, как отмечал Аристотель, поступает «правильно и прекрасно» [2, с. 287]. Обыкновенный же человек, находясь в противоречии с всеобщим логосом и не заботясь о выборе истинного образа жизни, «забывает, куда ведет [его] путь». Таким образом, первостепенную важность в овладении истинной мудростью имеют личностные качества одаренных людей, их нравственные ценности. В трудах античных философов отмечаются такие высокие моральные ценности, как: возвышенный образ мыслей, мужество, правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине: умение выбрать определенную достойную, во благо, позицию, отстаивание выбранной позиции, с одной стороны, и гибкость мышления, если возникла ошибка или изменились обстоятельства, – с другой [3, с. 223, 234, 286, 297]. Кроме того, активность: неутомимость в поиске, стремление проникнуть «в неизведанное, сокровенное и труднопостижимое» и вместе с тем обладание глубоким спокойствием в непредвиденных обстоятельствах, что недоступно другим. При этом ум, истина, рассудительность помогают определить «меру спокойствия и беспокойства», легко выйти из затруднений; особенно проявляется самообладание в непредвиденных, травмирующих, стрессовых обстоятельствах. Аристотель утверждал: « … если никто не бывает мудр от природы, то совесть, соображение и ум имеют от природы» [1, c. 185]. «Высшее благо», по Сократу, не дается случаем, но приобретается познанием и упражнением и вытекает из благой деятельности (eupraxia) человека [4, 157]. Иными словами, если способности могут быть даны от природы, то мудрость (благо, интеллектуальную одаренность) необходимо развивать. Сократ считает, что «Кто мудр, тот и добр» и что истинная мудрость несовместима с порочностью и злом. Для того чтобы стать добродетельными, помимо наличия желания и убеждения, философы призывают к поиску, самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию различными путями, а именно: уединившись, когда ум способен рассматривать в самом себе поле истины, отгородившись от мира. Это положение всегда принималось за истину на протяжении всего существования философски мыслящего человечества, человека-творца. Аскеза, «тренирующая» чувствительность души, приобретает исключительную роль в сфере творчества и, вообще-то, неразлучно сопровождает художника в его пути. Особое развитие понимания одаренности, со своими характерными чертами и тезисами получило в новой теологической христианской системе. Один из самых авторитетных авторов Нового Завета, человек воспитанный в духе иудаизма и получивший превосходное эллинистическое образование Савл из Тарса, он же апостол Павел пишет: «Ибо дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех» (1 Кор. 12, 4–6) [5]. Отсюда видно, что источником всякого таланта, всякого рода одаренности, по мнению апостола Павла, является Единый и Единственный Бог, по образу и подобию Которого сотворен человек. Необходимость развивать данные Богом дары и талант отмечали многие христианские богословы. В частности Блаженный Августин в своем произведении «О христианской науке» говорит: «Пусть же каждый без гордости учится у человека тому, чему должно учиться от людей; равным образом и наставляющий других пусть без гордости и зависти преподает то, что сам приобрел… Но кто, полюбя все сии науки, только тщеславился бы познанием их пред неопытными, а не старался бы исследовать, отчего именно те из них истинны, которые он нашел действительно истинными, отчего другие не только истинны, но и неизменяемы; кто, от образа предметов чувственных восходя к душе человеческой, познал бы, что и она есть существо изменяемое — бывает образованна и необразованна, и несмотря на то, занимает среднее место между истиною неизменяемою, которая выше ее, и всеми прочими предметами, которые изменяемы и ниже ее, кто, говорю, познал бы все это, но не обращал своих познаний к славе и любви единого Бога — Творца всяческих, такой человек достоин имени только ученого человека, но отнюдь не мудреца» [6, с.48 ]. Некоторые исследователи отмечают, что практически одновременно с термином «гений» в научный обиход и обыденное сознание входит понятие «талант», но происхождение его, по их мнению, не столь благородно. Корни его родословной уходят уже не в религию и философию, а в торговлю. Первоначально, в Древней Греции, Египте, Вавилоне, Персии и ряде областей Малой Азии словом талант (от греческого — talanton,» что в буквальном переводе означало «вес», «весы») именовалась самая крупная весовая и денежно-счетная единица». С этим утверждением нельзя согласиться. Термин «талант» заимствован из Священного Писания. Ведь одна из самых известных Евангельских притч – это притча о талантах (Мф.25.19-30) [7]. Благодаря Евангелию от Матфея в некоторых языках слово «талант» получило значение дара или способности. Например, во французском языке это значение появляется в 14 веке, а в английском – в конце 13 века. И выражение – «закопать свой талант в землю» - стало в них поговоркой. Как указывает митрополит Климент (Капалин), зачастую талантом, в узком смысле, называют творческое дарование, а в более широком понимании — любую врожденную способность [8,]. Однако таланты в Евангельской притче — это не творческие способности, а нечто иное - духовная одаренность человека, которая заключается в его способности познавать своего Творца. Евангельский талант проявляется как горение души в познании истины, то самое богоискательство, которым хотя бы в малой мере, но наделен каждый человек. При этом внутреннее стремление к истине присутствует у людей в неодинаковой степени, и в притче говорится о разном количестве талантов, данных разным людям. В эпоху Возрождения термин «гений» на Западе вернулся в научный лексикон и приобрел значение близкое к современному. Однако понятие талант и одаренность никуда не ушли. В период Классицизма, пришедшего на смену Возрождения, вопрос о происхождении гениальности так же активно обсуждается. В эпоху Просвещения философы и ученые Джон Локк, Фрэнсис Хатчесон, Клод Гельвеций, Дени Дидро усомнились в том, что гениальность имеет божественное происхождение. Они высказали мнение, что все люди рождаются с одинаковыми способностями, и только жизненные обстоятельства делают всех разными. В концепции Джона Локка «tabula rasa» (чистая доска) анализируется, что все идеи приходят от ощущения или рефлексии, а ум представлен как белая бумага без всяких знаков и идей, где из опыта получает человек весь материал рассуждения и знания. Попытки найти истоки гениальности не в божественной предрешенности, а во врожденных особенностях психики характеризует начало нового, экспериментального этапа в исследованиях одаренности. Этот этап оформляется в середине XIX века, он отмечен применением экспериментального метода к изучению таких явлений как способности, одаренность, талант. Одним из первых исследователей-эмпириков этой проблемы был известный английский психолог и антрополог Ф. Гальтон, который изучив 977 биографий выдающихся людей, доказал, что наследственным факторам в развитии человека принадлежит исключительная, монопольная роль. Ф. Гальтон создал особый научный предмет, предназначенный изучать условия и способы улучшения человеческой природы. Он назвал его евгеникой. Одной из целей его исследований было «произвести высокодаровитую расу людей посредством соответственных браков в течение нескольких поколений» [9, с.169]. Евгеника легла в основу фашистской идеологии, которая принесла неисчерпаемые страдания и беды, чем еще раз подчеркивается необходимость морального измерения феномена одаренности и ответственности за таланты. Вместе с тем попытки исследователей свести талант к физиологическим особенностям человека наблюдаются и сегодня. Так, Ж. И. Трафимчик утверждает следующее: «Исследованиями многих ученых установлено, что творческая одаренность и даже гениальность обусловлены биологическими факторами: наследственностью, типом обмена веществ в организме, гормональным статусом, типом нервной системы и т.д.» [10, с.142]. Понятно, что при таком исключительно подходе теряется этическая оценка таланта проявляемого в творчестве. Постепенно в европейском сознании сформировалось представление о таланте как об очень высокой степени развития способностей к определенному виду (видам) деятельности, в то время как под «гением» стали понимать высший, максимальный уровень их проявления, находящийся, образно говоря, над талантом Таким образом, как показывал анализ трудов мыслителей различных эпох, понятие одаренности гармонично вобрало в себя связанное единство высокого уровня интеллектуальных, личностных и духовных способностей. Они проявляются не только в теоретическом плане в знаниях, но и в практической деятельности, что позволяет одаренным быть одними из тех, кто продвигает человечество к экономическому, социальному и духовному прогрессу. В эпоху постмодернизма, когда этические нормы объявлены устаревшими и ненужными, правильное осмысление таланта и одаренности налагает на человека моральную ответственность посвятить свои дарование на служение ближним и созидание а не на разрушительную деятельность. Ведь как сказал святитель Тихон Задонский: - обучение без воспитания – меч в руках безумца [11, с.254 ]. Гению для того, чтобы сбыться, недостаточно просто воздерживаться от явного зла – приходится бороться за вдохновение с ползучей экспансией «невольного греха», прочно связывая свою жизнь с аскезой. Поэтому пушкинский Моцарт, несомненно, прав: «гений и злодейство – две вещи несовместные», ведь зло вредит в первую очередь совершившему его человеку, уничтожая способность прозревать прекрасное.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1.Кессиди Ф.Х. Гераклит. М.: Мысль, 1982. 200 с. 2. Аристотель. Сочинения: в 4 т./Перев. и ред.А.И. Доватура. Т.4. М.: Мысль, 1984. 830 с. 3. Платон. Собрание сочинений в 3 т./ Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. Т. 3, ч.1.М.:Мысль. 1971. 685 с. 4. Кессиди Ф.Х. Сократ. Изд. 4-е, испр. и доп. СПб.: Алетейя, 2001. 345 с. 5. Апостола Павла 1-е послание к коринфянам. URL: https://azbyka.ru/biblia/?1Cor.12 (дата обращения 10.09.2019). 6. Блаженный Августин. Христианская наука или Основания святой герменевтики и церковного красноречия. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/hristianskaja-nauka-ili-osnovanija-germenevtiki-i-tserkovnogo-krasnorechija/(дата обращения 10.09.2019). 7. Евангелие по Матфею. URL: https://azbyka.ru/biblia/?Mt.25 (дата обращения 10.09.2019). 8. Митрополит Калужский и Боровский Климент. О каких талантах говорит Христос? URL: https://pravoslavie.ru/98750.html (дата обращения 10.09.2019). 9. Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 310 с. 10. Трофимчик Ж.И. Одаренность, талант, гениальность: введение в проблему//Проблемы здоровья и экологии. 2014. №2 (40). С.140-145. 11. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/lektsii-po-pastyrskomu-bogosloviyu/(дата обращения 10.09.2019).
Источник: https://yadi.sk/i/CYAfwOmT1ZN9NQ | |
Просмотров: 409 | | |
Всего комментариев: 0 | |