КРУЖКИ [1] |
СМОТРЫ-КОНКУРСЫ [10] |
ПРАКТИКА [29] |
ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ [86] |
Главная » Статьи » КРУЖКИ, СЕКЦИИ, СОРЕВНОВАНИЯ » ПРАКТИКА |
ГАПОУ СО "Новоузенский агротехнологический техникум" Силаева И.В. преподаватель технологических дисциплин Гражданско-правовое воспитание обучающихся
«Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силою его патриотизма». Н.Г. Чернышевский Процессы формирования гражданского общества, провозглашение в Конституции страны приоритетной цели- построение правового государства, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью- все влечет за собой пересмотр приоритетов образования и воспитания, особенно сфере политического, нравственного и правового образования будущего гражданина. В Концепции модернизации российского образования определены первостепенные приоритеты в области образования: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения развития. Важнейшие задачи воспитания- формирование у подростков гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Важной составной частью учебно- воспитательного процесса в образовательных учреждениях становиться гражданско—правовое образование и воспитание. Под гражданско- правовым образование и воспитание понимается комплексная деятельность участников образовательного процесса и общественных институтов, направленная на создание условий для усвоения обучающимися специальных знаний, умений и навыков, развития гражданских качеств личности, приобретения ими позитивного социального опыта. В качестве главного результата гражданско-правового образования и воспитания рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, в котором они живут. Построение правового государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности. Поэтому воспитание правосознания у подростков становиться одной из задач учебных заведений. Право представляет собой совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов и регулирующих взаимоотношения людей юридическими лицами и гражданами конкретного государства. Правовое воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость подростков. Только в условиях сочетания правовых и нравственных норм и правил поведения народ становится законопослушным, дисциплинированным и исполнительным. Гражданско- правовое образование включает в себя три ступени: На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинания формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны. Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах. На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процесса, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально- политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности обучающиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность. Цель гражданско-правового образования и воспитания - создание условий для формирования социально активной, нравственно полноценной и физически здоровой личности. Центральным вопросом в реализации программы является не расширение и углубление гражданско-правовых знаний, а в первую очередь «культура традиций, способствующих социализации личности выпускника в современном динамично развивающемся обществе. Целью системы гражданско-правового воспитания и образования, по нашему убеждению, является формирование совокупности гражданских свойств личности, к которым мы относим: Гражданственность – наличие у выпускника системы социально значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувство причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за его настоящее и будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам. Гражданска активность – накопление опыта реальных социально значимых дел, участия в социальных проектах. Гражданско- правовая компетентность, позволяющая личности свободно ориентироваться в жизни гражданского общества, правильно определять способы своего поведения и жизненные планы. Модель выпускника является конечным продуктом воспитательной деятельности и должна представлять собой:
Важнейшими задачами являются:
Принципы, которые легли в основу создания программы При организации гражданско- правового воспитания и обучения основными методологическими принципами являются:
Новое время требует от образования современного содержания воспитания, современных подходов. При всем многообразии направлений, форм организации жизнедеятельности коллектива, программы преследуют единые цели гражданского образования. Приоритетной для каждого педагога становиться задача сделать так, что ббы каждый обучающийся ощущал свою причастность к решению общих проблем и, в то же время, развивал и совершенствовал свою индивидуальность. Реализация гражданско-патриотического образования и воспитания в образовательных учреждениях осуществляется по нескольким моделям, большинство специалистов выделяют следующие:
Их классификация возможна по видам деятельности: учебная и внеучебная. Внеучебная представлена двумя моделями гражданско-правового образования - внеклассной и институциональной. Внеклассная модель гражданско-правового образования и воспитания (или современная воспитательная технология включения обучающихся в процесс социокультурной практики) включает внеурочные мероприятия, цель которых – закрепление у обучающихся первичных навыков участия в политических актах и моделировании ситуаций, позволяющих реализовать гражданские права и свободы, а так же социальное поведение в «малом» и «большом» сообществах. Институциональная модель гражданско-правового образования и воспитания. Современная педагогическая реальность обострила многие проблемы, в том числе и задачу модернизации управления, как развитие государственного и общественного, так и ученического самоуправления, способствующего решению задач личностного, социального, профессионального самоопределения обучающихся. Привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и как следствие снижение числа обучающихся совершивших правонарушения.
| |
Просмотров: 207 | | |
Всего комментариев: 0 | |