ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ [33] |
Главная » Статьи » РАБОТЫ СТУДЕНТОВ » ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ |
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Новоузенский агротехнологический техникум»
Информационно-исследовательский проект
ссылка на полный текст материала https://yadi.sk/d/UCVCd6i33YWnHm
Тема: Этология – наука о поведении животных
Авторы: студенты группы В-31Заглядова Виктория и Чабатов Александр
Руководитель проекта: преподаватель специальных дисциплин Воробьева Ольга Николаевна
Координатор: кандидат сельскохозяйственных наук Подгорный Роман Васильевич
г. Новоузенск 2018г.
Введение
Этология – наука о поведении животных изучается в Главе 4. Физиология дисциплины ОП 01 Анатомия и физиология животных на втором курсе ветеринарного отделения. Эта тема рассматривается в заключение после детального изучения высшей нервной деятельности. В основе поведения животных лежит инстинкт – системы цепных безусловных рефлексов, при которых конец одного рефлекса вызывает начало другого. В процессе жизни на инстинктивное поведение наслаивается масса условных рефлексов. Студенты, на занятиях рассматривая вопросы этологии, опираются на свои наблюдения за своими домашними питомцами, анализируя их врожденное и приобретенное повеление. Появление на уроке хищной птицы – ушастого совенка навело на мысль разработать проект на эту тему. Этология изучает биологические основы поведения животных, которое рассматривается как проявление внешней преимущественно двигательной активности, обеспечивающей их приспособление к условиям существования. В связи с этим перед студентами была поставлена проблема – провести наблюдения за дикой хищной птицей , случайно оказавшимся без попечения родителей. Приютив птенца на время, пока он не сможет летать и наблюдая за его поведением и повадками можно провести исследования за образованиями у него рефлексов в домашних условиях в рамах изучения науки, выяснить, как быстро наступает процесс адаптации вне среды обитания и какие инстинкты у нее проявляются. Сравнить с описанием жизни сов из литературных источников со своими наблюдениями.
Были выдвинуты следующие цель и задачи: Цель : Наблюдение за процессом адаптации животных на примере птенца ушастой совы вне среды обитания и выяснить, что в поведении передается по наследству, а что приобретается в процессе жизни. Задачи: Создать презентационный материал об особенностях ушастых сов и сделать видеоматериал в процессе наблюдения.
Глава 1. Этология – наука о поведении животных
1.1. Общее представление об этологии животных
Этология (от греч. еthos – обычаи, нрав, характер и …logos – учение) – наука, изучающая поведение животных в естественных условиях; уделяет преимущественное влияние анализу генетически обусловленных (наследственных, инстинктивных) компонентов поведения, а также проблем эволюционного поведения. Она тесно связана с зоологией, эволюционным учением, физиологией, экологией, генетикой. Предмет науки определяется так же целями и задачами, которые данная наука ставит. Одна из основных задач этологии – изучение развития психики животных в процессах филогенеза и онтогенеза. Современное представление о развитии психики животных можно охарактеризовать следующими положениями: 1) Основной принцип – эволюционный. Более совершенные в эволюционном плане таксоны (систематические группы) животных обладают потенциальной возможностью к более совершенному отражению; 2) В рамках близких таксонов фактором, определяющим уровень психического отражения, выступает образ жизни животного; 3) Существует единство и взаимосвязь строения и функции: не только строение определяет функцию, но и функция - строение; 4) Развитие психики связано с развитием нервной системы и органов чувств - вынесенных элементов нервной системы, снабженных дополнительными морфологическими структурами. Параллельно с развитием нервной системы развитие психики связано с развитием защитных оболочек и механизмов, функция которых направлена на защиту от действия стимулов внешней среды. К началу ХХ века достаточный фактический материал о поведении животных в естественных условиях накопился в таких биологических науках, как физиология высшей нервной деятельности, генетика, палеозоология, экология и др. науках. Для выделения особой дисциплины, кроме специфического предмета исследования, необходимы так же специфические методы исследования, первоначально выступающие как методы исследования в каждой из этих наук. 1. В физиологии нервной деятельности таким предметом явилось исследование возникновения и развития рефлекторного поведения. 2. В генетике - наследуемость стереотипных форм адаптивного поведения. 3. В палеозоологии - становление различных форм поведения в филогенезе. 4. В систематике - использование стереотипных форм поведения и диапазона поведенческих реакций для уточнения систематических категорий. 5. В зоопсихологии - изучение приобретенных форм поведения в естественных условиях. 6. В экологии - выявление адаптивного значения тех или иных форм поведения. Этология изучает биологические основы поведения животных, которое рассматривается как проявление внешней преимущественно двигательной активности, обеспечивающей их приспособление к условиям существования. С конца ХIХ столетия возникло два направления исследования поведения животных: изучение физиологических механизмов условно- рефлекторной деятельности, лежащей в основе поведения ( И.П. Павлов) и анализ инстинктивного поведения животных. Для изучения поведения животных применяют различные методы. Широко используется метод наблюдения за поведением животного в естественных условиях. При этом подробно отмечают все формы поведения и ведут хронометраж, как долго животное передвигаются, стоят, лежат, принимают корм ит.д. В этологии применяются также различные экспериментальные методы. Например, выращивание детенышей изолированно от родителей дает возможность выяснить. Что в поведении передается по наследству, а что приобретается в процессе жизни. В основе поведения животных большое значение имеет выяснение вопроса, как происходит обучение животных. Обучение – это процесс приобретения жизненного опыта. В основе многочисленных видов обучения лежит выработка условных рефлексов различной сложности. Наиболее часто обучение происходит способом подражания. Так, молодняк всех видов животных, подражая взрослым животным, приобретает их опыт. Метод проб и ошибок - чтобы достичь цели, животное совершает различные поисковые реакции. Когда одна из поисковых реакций приводит к цели, то в аналогичной ситуации животное всегда использует ее. Большое значение в поведении животных имеют ориентировочные реакции.
В данном проекте приводится наблюдение за поведением птенца ушастой совы по неизвестной причине оказавшегося в незнакомой местности без родителей.
Данный проект представлен на конкурс технического творчества студентов.
Список используемой литературы
1. Анатомия и физиология животных: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Н.В Зеленевский., А.П Васильев., Л.К. Логинова. – М.; Издательский центр «Академия», 436-438 Веб сайты: 2. http://nutriacultivation.ru/archives/7905 3. http://www.tepid.ru/long-eared-owl.html 4. http://www.web-zoopark.ru/ptitsi/kak_sova_vidit_nochy. 5. http://pitomci.nemo.su/articles/153-ushastaja-sova-op.. 6. http://zhivotnue.ru/index_ru.php?cat=pticu&ind=20
ссылка на полный текст материала https://yadi.sk/d/UCVCd6i33YWnHm Источник: https://yadi.sk/d/UCVCd6i33YWnHm | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 497 | | |
Всего комментариев: 0 | |