Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
   


Вторник, 21.11.2017, 21:44
Главная  Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика
Главная » Статьи » КРУЖКИ, СЕКЦИИ, СОРЕВНОВАНИЯ » ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ

Миронова В.М.Исследовательская деятельность студентов, как один из методов воспитания экологической культуры

ГАПОУ СО «Новоузенский агротехнологический техникум»

Миронова В.М. преподаватель

Доклад на тему:

«Исследовательская деятельность студентов, как один из методов воспитания экологической культуры»

 

Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются

в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской

работе

 

Часто преподаватели жалуются на то, что студенты, даже любознательные, с широким кругом интересов, не хотят учиться. Стимулирование учения – ключевая проблема образования, особенно в современных условиях. Лавинообразный нарастающий объём информации, которую студенты должны усвоить за сравнительно не большое количество часов данных на наш предмет, создаёт объективные трудности обучения, вызывает нежелание учиться.

Средние специальные учебные заведения в настоящее время работают над реализацией требований Государственных образовательных стандартов, которые в значительной мере усиливают роль самостоятельной и учебно- исследовательской работы.

Смысл исследовательской деятельности в том, что в процессе её выполнения студенты овладевают определенным перечнем исследовательских умений и навыков .: самостоятельно подбирать литературу, работать с каталогами, архивными материалами, информационными обзорами, составлять собственную картотеку, конспектировать литературу, выступать публично с сообщениями, разрабатывать программу, работать с оборудованием и реактивами и самостоятельно проводить исследование

Исследовательская работа подразумевает для преподавателя повышение квалификации, а для студентов – углубление знаний. Педагог работает, учит и учится., это способствует воспитанию и развитию таких качеств как самостоятельность, творческий подход к делу, умение пополнять свои знания. Приобщение студентов к исследовательской работе начинается с самой первой лабораторной и практической работы, с первого написанного реферата, участия в конкурсах и олимпиадах

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры студентов становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования.

Мой педагогический опыт и творческий поиск по этому вопросу привел меня к выводу о том, что одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация научно-исследовательской деятельности студентов, которая и является для меня одной из форм работы со студентами во внеурочное время. Вначале студенты знакомятся с основными требованиями оформления научно- исследовательской деятельности, до студентов доводятся примерные темы исследовательских работ. После чего студенты добровольно в зависимости от своих интересов и склонностей выбирают исследовательские работы, предложенные мной, или выбирают свою тему. Для экологических исследований легко создать мотивацию для студентов, так как экологические проблемы лежат рядом и доступны обозрению всех. Что даёт научно-исследовательская работа студентам? Работа с источниками информации позволяет не только отбирать нужное и главное, но и формировать нужные умения. Развивается мыслительная и познавательная деятельность, умение работать самостоятельно, в группах. В настоящее время удобным для иллюстрации материала служит компьютерная презентация, в которые можно включить фотографии, сделанные в природе, и наглядно показать процесс изменения.

Следующим важным моментом в организации исследовательской работы является оценка имеющихся знаний и умений студентов и в связи с этим определение соотношения деятельности преподавателя и студента. Преподаватель помогает студентам проводить теоретический анализ содержания, выделять вопросы, которые могут быть использованы для постановки проблемы, намечать пути экспериментального подтверждения сформулированной гипотезы. Он указывает литературные источники, объясняет, как провести те или иные расчеты и оформить результаты исследования.

В курсе химии заложены большие потенциальные возможности для постановки исследовательской работы экологического характера. Круг проблем может быть обширным: исследование воды на содержание в ней загрязнителей, содержание нитратов и нитритов в продуктах питания, недостаток и избыток минеральных удобрений в почве и другие. В качестве примера я расскажу общую схему проведения исследовательской работы о чистой воде. Эта тема раскрывает роль воды в сохранении единства и целостности окружающего мира. В связи с этим большое внимание уделяется вопросам влияния хозяйственной деятельности человека на круговорот воды и изменение основных показателей водной среды в связи с её загрязнением, действия загрязнителей на обитателей водоёмов, защита водных источников от загрязнения. Для обоснования данной темы студентам было предложено изучить следующие вопросы:

1. Почему загрязнение водоисточников опасно для человека, для природы в целом?

2. На каких свойствах воды основано использование её человеком?

3. Какие процессы лежат в основе самоочищения водоёмов в природе?

4. Вода является возобновимым ресурсом? Как вы это понимаете? Почему в настоящее время говорят об истощении природных водоисточников?

5. Какие пути решения водной проблемы вам известны? Какому из них отдаётся предпочтение и почему?

Затем приступили к практической работе

В исследовательской работе провели сравнения чистой и загрязненной воды, взятой из водопровода и реки по некоторым параметрам: цвет, запах, прозрачность, рН среды, наличие карбонат и гидрокарбонат – ионов, на содержание нитрат – ионов. После исследования взятых проб, результаты опытов становятся более убедительными и доказательными.

В процессе исследовательской работы студенты решают различные качественные задачи, как с познавательной целью, так и с целью закрепления знаний.

При проведении таких исследовательских занятий у студентов формируются не только бережное отношение к окружающей среде, ориентированное на сохранение природы, к здоровью человека, но и навыки отбора главного в информационных источниках,, самостоятельный творческий стиль изложения материала, закрепляются умения работы с компьютером, аудио, видеотехникой, приобретается опыт выступления перед большой аудиторией, который так необходим для будущего учителя.

Среди знаний и практического опыта, формируемых в процессе проведения исследовательских работ также создаются и развиваются навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля, работы по команде, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи, находить и формулировать и решать проблемы.

Категория: ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ | Добавил: agroteg (15.06.2017)
Просмотров: 18 | Теги: новоузенскицй агротехнологическиц т | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar