Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
"Новоузенский агротехнологический техникум"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
Главная » Статьи » РАБОТЫ СТУДЕНТОВ » ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Тучина Т., Тонкошкурова Э.  «Православие в России. Социальное служение Православной церкви в Новоузенском районе».

ГАПОУ СО«Новоузенский агротехнологический техникум»

РЕФЕРАТ на тему:

«Православие в России. Социальное служение Православной церкви в Новоузенском районе».

Подготовили:

Студенты группы Т-11

Тучина Т. Тонкошкурова Э.

Руководитель: Преподаватель истории Опалько В.В.

 

Новоузенск 2017

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

 

  1. История православия в России с XI по XX века.
  2. История православного храма в с. Куриловка Новоузенского уезда.
  3. Социальное служение храма святой великомученицы Екатерины города Новоузенска.

Заключение

 

Введение

Одной из древних форм культуры человечества является религия. Религиозные представления людей зародились в глубокой древности. Как и религиозные обряды, культы, они отличались большим разнообразием. Важной вехой в истории человечества стало появление мировых религий: буддизма, христианства, ислама. Несмотря на различие мировых религий, в проповедуемых или духовных, нравственных ценностях много общего.

Значительно возросло влияние религий и в нашей стране. За последние годы российское общество пережило один из самых крутых поворотов в своей истории. Произошла радикальная смена ориентиров, идеалов, налицо огромные сдвиги в сознании людей. Сейчас не только в нашей стране, но и во всем мире произошел ощутимый рост интереса к национально-культурным и религиозным ценностям. По телевидению мы нередко видим богослужения, происходящие в церквях, освящение зданий, кораблей, предприятий. По радио и в концертных залах звучит церковная музыка. Восстанавливаются многие ранее разрушенные церкви и монастыря. Представители духовенства заседают в верховных органах власти. Увеличилось количество обряд крещения. Появились газеты и журналы, являющиеся официальными печатными органами церквей. В некоторых негосударственных школах появился новый предмет- «Основы православной культуры».

Особенно возрастает влияние церкви в переломный момент истории: когда старые идеалы общества утрачивают свою ценность, а новые ещё не успевают закрепиться, на помощь приходит религия со своими вечными нравственными заповедями.

Религия издревле была носительницей культурных ценностей, она сама является одной из форм культуры.

 

  • храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, прекрасные литературные и религиозно- философские произведения, церковные обряды, нравственные заповеди чрезвычайно обогатили культурный фонд человечества.

В настоящее время одной из главных задач церкви стало сохранение этих культурных памятников. И она с ней хорошо справляется. Недаром в последнее время в нашей стране государство передает в руки верующих пустующие культовые задания.

В своей работе, на примере нашего небольшого степного района, мы хотим рассказать, историю становления православия в одном из сёл нашего района и какую роль в настоящее время играет действующий в нашем городе храм святой великомученицы Екатерины для духовного и нравственного развития.

1. Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, святой апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий город Киев. Распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой - Византийской империей. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа - крещение князя Владимира. В конце лета 988 г. св. князь Владимир Святославович собрал всех киевлян на берегу Днепра, в водах которого их крестили византийские священники. Это событие и вошло в историю как "крещение Руси", став началом длительного процесса утверждения христианства на русских землях. В 988 г. при св. князе Владимире I была основана Русская Православная Церковь .

В ХII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей.

 

Татаро-монгольское нашествие - величайшее бедствие, постигшее Русь в ХIII веке, - не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси - залога будущей победы над поработителями.

После татаро-монгольского нашествия кафедра митрополии в 1299 г. перемещена во Владимир, а в 1325 г. - в Москву. Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в ХIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей.

Объединение Литвы с католическим Королевством Польским, провозглашенное в 1385 г., привело к тому, что началось правовое, экономическое и политическое давление на православие в Западной Руси. Перед этим давлением не сумела устоять значительная часть православных епископов.

В 1439 г. во Флоренции под давлением императора, с одной стороны, и Рима — с другой, греческие иерархи подписали документ о своем подчинении Римскому престолу.
Флорентийская уния, принятая Византией в 1439 г., стала тяжелым ударом по каноническому сознанию русских. Уния предоставила Русской церкви веские основания для обретения самостоятельности. В 1448 г. не Константинопольским патриархом, как прежде, а собором русских епископов был поставлен митрополит Московский и всея Руси. Им стал архиепископ Рязанский Иона, избранный на митрополию еще в 1441 г., но не утвержденный тогда Константинополем. Началась эпоха автокефалии — полной самостоятельности Русской церкви.

Иван III первым на Руси принял титул самодержца и Русь прямо заявила о том, что принимает наследство православной "Империи ромеев".

  • годы правления Ивана III к его титулу иногда прибавляли формулу "Божиею милостью царь и великий князь". При его сыне Василии III идея "третьего Рима" обрела законченную форму в пророчестве старца псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея: "...два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать". Иван IV Васильевич, вошедший в историю как Иван Грозный, в 1547 г. по образу византийских императоров венчался на царство. В январе 1589 г. при царе Федоре Иоанновиче (сыне Ивана Грозного) прибывший в Москву патриарх Константинопольский Иеремия поставил митрополита Иова первым патриархом Московским и всея Руси.

В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.

ХVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Ермоген (1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в 1608-1610 годах.

В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем - исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону. С 1667 г. РПЦ сильно ослаблена старообрядческим расколом. В результате раскола произошло отделение Русской православной церкви от старообрядчества.

Поводом для раскола стала Реформа патриарха Никона, проведенная по инициативе царя Алексея Михайловича, направленная на исправление богослужебных книг по греческим образцам и установление единообразия церковной службы. Реформа фактически затронула лишь некоторые незначительные элементы обрядности: двоеперстное крестное знамение заменено на троеперстное, вместо "Исус" стали писать "Иисус", наряду с восьмиконечным крестом стали признавать четырехконечный. Реформа вызвала протест части духовенства во главе с протопопом Аввакумом. Протест нашел поддержку среди крестьян, боярства, стрельцов. Противники реформы были преданы анафеме на соборе 1666-1667 и подверглись жестоким репрессиям.

Спасаясь от преследований, сторонники старообрядчества бежали в глухие места Севера, Поволжья и Сибири. В 1675-1695 годах было зафиксировано 37 самосожжений, во время которых погибло не менее 20 тысяч человек. Протопоп Аввакум был сожжен в срубе вместе с единомышленниками. Многие защитники старой веры приняли участие в крестьянской войне С. Разина, Соловецком восстании, восстаниях К. Булавина и Е. Пугачева.

В XVII веке происходит Воссоединение Киевской митрополии с Московской патриархией.

Начало ХVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформы коснулись и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет (1721-1917 годы). В XVIII веке Церковь лишилась почти всех своих земельных владений, а ее имущество попало под государственный контроль.

 

Усилившийся бюрократический контроль вкупе с чиновным произволом превратил духовенство в "запуганное сословие". Его авторитет в обществе стал падать.

  • XIX веке в обществе, некогда идеологически почти едином, появились разнообразные идейные течения, многие из которых были откровенно антицерковные. Развитие капитализма в России и изменения условий быта разрушали привычную повседневную обрядность, связанную с историческими формами православия. Тесная связь государства и Церкви в России привела к тому, что сложившиеся общественные, административные и даже экономические структуры в большинстве своем как бы сливались в сознании людей с православием.

Поэтому защита этих структур и отношений многими воспринималась как отстаивание веры, а неприятие их часто было связано с отвержением Церкви. Защита ее государством нередко осуществлялась грубыми и неуклюжими способами, которые только вредили православию в глазах иноверцев и людей, недостаточно знакомых с ним. О неблагополучии в Русской церкви, о губительном для нее формализме в соблюдении церковного устава, о разлагающем влиянии на ее жизнь мирских интересов и настроений писали русские святые ХIX века — святители Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник и др.

В начале XX века в Церкви назрели серьезные проблемы, требовавшие соборного решения. Собор удалось провести лишь после Февральской революции 1917 г. (он открылся только в августе 1917 г. и проходил до сентября 1918 г.). Собор принял решения по наиболее важным вопросам церковной жизни. Было восстановлено в Русской церкви патриаршество и святитель Тихон (1865-1925) избран патриархом Московским и всея Руси.

Допустили избрание епископов духовенством и мирянами епархии, использование в богослужении не только церковнославянского, но русского и других языков. Расширились права приходов; наметили меры по усилению миссионерской деятельности Церкви, расширению участия в ней мирян. Однако реформы начались слишком поздно. Атеистическое государство развернуло планомерную борьбу против Церкви. Декрет 1918 г. об отделении церкви от государства лишал Церковь права юридического лица и права владения собственностью. В то же время Церковь претерпела ряд расколов (крупнейший из которых, "карловацкий", существует до сих пор).

Для большевиков Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. В годы гражданской войны, в 20-30-е гг. убийства священнослужителей носили массовый характер. Сокрушительный удар по Церкви был нанесен в начале 20-х гг.

Церковь обвинили в том, что она отказалась отдавать церковные ценности, чтобы спасти людей в Поволжье, страдающих от голода. В действительности Церковь не отказывала в такой помощи. Она протестовала только против разграбления храмов и против надругательства над святынями. Повсюду стали проводить суды над духовенством.

В 20-е гг. удар по Церкви был нанесен и изнутри. Часть священников поспешила отказаться от патриаршей Церкви, приняла советскую власть и в 1921-1922 гг. начала движение "обновленчества". Священники, не принявшие движение "обновленчества" и не успевшие или не пожелавшие эмигрировать, ушли в подполье и образовали так называемую "катакомбную церковь". В 1923 г. на поместном соборе обновленческих общин были рассмотрены программы радикального обновления РПЦ.

На соборе был низложен патриарх Тихон и провозглашена полная поддержка советской власти. Патриарх Тихон подверг обновленцев анафеме.

В Декларации 1927 г. РПЦ заявила о своей лояльности советской власти в гражданском отношении, без каких-либо уступок в области веры. Но это не остановило репрессий. В 1930-е гг. церковь была на грани исчезновения. К 1940 г. на территории СССР осталось лишь несколько десятков действующих церквей, тогда как накануне Октября 1917 г. в России действовало около 80 тыс. православных храмов. Многие из них были разрушены, в том числе — храм Христа Спасителя в Москве, памятник благодарности Богу за избавление от врага и победу в Отечественной войне 1812 г. Если в 1917 г. православное духовенство насчитывало около 300 тыс. человек, то к 1940 г. большинства священников уже не было в живых. Власти Советского Союза изменили свое отношение к Церкви лишь тогда, когда под угрозой оказалось существование страны. Сталин мобилизовал для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы.

За короткое время открылось около 10 тыс. новых приходов. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества - она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского. В 1943 г. Русская церковь вновь обрела патриарха. Им стал митрополит Сергий (Страгородский) (1867-1944). Сближением государства и Церкви в "патриотическом единении", был прием Сталиным 4 сентября 1943 года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).

 

С этого исторического момента началось "потепление" в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.
 

Празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало новый импульс церковно-государственным отношениям, заставило власть предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания её огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации. Началось подлинное возвращение народа в Отчий дом - люди потянулись ко Христу и Его Святой Церкви.

Однако последствия гонений оказались весьма и весьма тяжкими. Предстояло не только восстановить из руин тысячи храмов и сотни монастырей, но и возродить традиции образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского, церковно-общественного служения.

Возглавить церковное возрождение в этих непростых условиях было суждено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию. Под его Первосвятительским омофором Русская Православная Церковь подняла тяжелейшие труды по воссозданию утраченного за годы гонений. Своеобразными вехами на этом нелегком пути стали Архиерейские Соборы Русской Православной Церкви, на которых свободно обсуждались актуальные проблемы церковного возрождения, принимались решения по каноническим, дисциплинарным и вероучительным вопросам.

 

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября - 2 декабря 1994 года, помимо ряда решений, касавшихся внутренней церковной жизни, принял особое определение 'О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время', в котором подтвердил 'непредпочтительность' для Церкви какого-либо государственного строя, политической доктрины и так далее, недопустимость поддержки церковной Полнотой политических партий, а также запретил священнослужителям выдвигать свои кандидатуры на выборах в местные или федеральные органы власти.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 18 - 23 февраля 1997 года продолжил труды по общецерковному прославлению новомучеников и исповедников Российских.

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заседал 13 - 16 августа 2000 года в Зале церковных Соборов воссозданного Храма Христа Спасителя. Заседания Собора, завершившиеся торжественным освящением Храма, вошли в круг празднований, посвященных великому Юбилею - 2000-летию Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Собор стал уникальным явлением в жизни Русской.

2. В дальнейшем мы хотим рассказать как проходило становление и утверждение православия в нашем районе на примере одного из сел нашего района, с.Куриловка.

Наши края стали заселяться на рубеже 17-18 веков, когда сюда бежали «вольные» люди-беглые крестьяне, бывшие каторжники и старообрядцы.

З декабря 1787 года Екатерина 2,издала указ «О построении укрепления при урочищах Узенях, в Саратовской губернии».

Неподалёку от Крепости, ещё до упразднения, начало формироваться новое поселение, изначально не имевшие названия и видимо рассматривавшееся как часть крепости. Со временем в этом поселении был построен большой деревянный храм. С большой вероятностью можно считать, что он был освещён в честь святой Троицы, от чего и прошло название села «Новотроицкое».

В годы гражданской войны непримиримость советской власти к «старорежимной» и, как считалось «контрреволюционной» по своей сути Русской Православной Церкви, вылилась в расстрелы священников и конфискацию церковных земель. Не миновал скорбной участи и куриловский приход. В то время пот различным сведениям он имел притч из трёх священников, церковный хор.

Примерно в 1920-23 годах прямо во дворе сельсовета красногвардейцами был расстрелян без суда и следствия один из священников сельского храма. К сожалению, имя этого мученика по пришествию стольких лет уже невозможно установить.

Настоятелем Куриловской церкви в те годы был священник Иоанн Благовидов. Он пользовался таким авторитетом у жителей, что даже когда власть в Куриловке неоднократно переходила то к красноармейцам, то к 13 различным бандам, и те и другие относились к нему с уважением. Что в прочем не смогло помешать гонениям на веру, которые начались после окончательного установлении советской власти.

Из двоих оставшихся в селе священников одни, иерей Василий, уехал из села, отрекся от духовного сана и впоследствии, по слухам, вступил в партию.

Власти конфисковали приходские земельные наделы, обложили церковь неимоверным нагом, который прихожане собирали всем миром.

 

В это трудное для верующих время, сплоченность прихода и единодушие немногих оставшихся верными православию, выросли и окрепли.

Село Куриловка в то время вошло в объединение Узенских колхозов, называвшее себя «Безбожник». В это странное идеологическое объединение окрестных поселений входили такие села, как Дмитревка, Крепость Узень, Орлов Гай, Новорепное, Кубанка, Облив, и несколько других хуторов. Добровольцами из этого объединения разрушились храмы, сжигались предметы культа, иконы, церковная утварь и литература. Одно из небольших поселений, ранее называвшееся «Облив», первым разрушило свой храм, и сразу же было переименовано в «Безбожник», причем носило это имя, вплоть до 90-х годов прошло века, когда практически опустевшее село, состоящее из десятка полупустых домов, вновь вернулось к своему старому названию.

В 1936 году Куриловском храме совершилось последняя литургия. Заранее зная о закрытии церкви прихожане разобрали на сохранение все что смогли: иконы, книги. Предметы утвари, необходимые для богослужения, скрыл в своем доме староста Прихода Андрей Данилович Быков. Никто из местных жителей не решился посягнуть на церковь, боясь проклятий односельчан и вот тогда-то на «помощь единомышленникам» приходили добровольцы из соседних поселений. Куриловские добровольцы разорили и порушили храмы села Орлов-Гай, а орловгайцы прибыли в Куриловку, чтобы глумиться над святыней здесь. Храм разоряли принародно. Выносили оставшиеся иконы, киоты, предметы интерьера- рубили, ломали и сваливали в большой костер. С колокольни сорвали все «младшие» колокола, а самый большой набат, пробив пол под собой, упал на паперть храма, разворотив деревянный настил. Позже он был увезен на переплавку.

Один из «младших» колоколов впоследствии был помещен на сельской пожарной башне, а в 1991-92 году передан вновь открывшейся в г.Новоузенске церкви во имя святой Великомученицы Екатерины.

Но вернемся в 30-е годы. Священник о.Иоанн после закрытия и поругания храма, не покинул село, и не оставил свою паству. Ещё в течение небольшого отрезка времени, верующий народ, тайком собирался на богослужения в церковной сторожке. Но вскоре и он был арестован по обвинению в контрреволюции и расстрелян.

Опустевшее помещение церкви власти решили приспособить под клуб, но после молодежи в нем на танцы, отказались от этой затеи навсегда. Акустика храма, многократно усиливая и преобразовывая переборы гармошки, превращала весёлые звуки в мрачные и тянучие, вместо веселья нагоняя на молодых людей страх. Около трех лет храм стоял заколоченным. В 1940 году указанием заместителя Облсовета здание было определено, как место для оборудования дополнительного завода. Неизвестно, по каким причинам это не удалось, но помещение стали использовать как склад для фуража.

Во время Великой Отечественной войны ребятишки лазили на полуразрушенную колокольню, где добывали голубиные яйца. Тут же брали и доски на растопку печи. После войны, при начале строительства сельского клуба, церковь решено было разобрать, часть дерева пошла на укрепление плотин остальное – на дрова.

  • 1997 году в селе возродилась приходская жизнь. По благословению ныне почившего Архиепископа Саратовского и Вольского Александра был освещен храм в честь свято пророка Иоанна Предтечи.

3. Приход святой великомученицы Екатерины города Новоузенска является не только местом, где люди прославляют Творца своими молитвами, но стараются еще и добрыми делами подтвердить свою веру.

.................................................

Итак, на примере нашего города можно сказать что, религия продолжает жить, а её значение и роль в жизни людей в последние годы даже возрастает. И тому немало причин. Во-первых, каждый человек, идя по жизни, стремится к истине, пытается найти ответы на самые животрепещущие и вечные вопросы: что есть я, в чем смысл моей жизни, как возник и устроен мир, что будет со мной после смерти - и многие, многие другие. Религии (каждая по-своему) отвечают на эти вопросы. Изучать их - это значит приобщаться к самым сокровенным тайнам жизни и человеческой души.

В нынешней России, где традиционные устроен в значительной степи порушены, а в сознании людей царит хаос, нравственный аспект изучения религий очень важен и актуален. Во-вторых, без знаний о религиях наше человечество никогда до конца не разберутся в хитросплетениях мировой политики, в современных конфликтах и войнах. Выйдя в жизнь, люди могут сделать непоправимые ошибки. Когда люди в своей общественной, политической и культурной деятельности, как, впрочем, и в повседневной жизни пренебрегают религиозными факторами, это приводит к тяжёлым последствиям и трагедиям, расхлебывать которые приходится не одному поколению.

Можно по-разному оценивать роль религии в жизни общества. Нет единого мнения и о том, какое будущее ждёт тясячелетние традиции и культы. Но мы уверены, что роль религии будет возрастать и она будет продолжать играть большую роль в духовном и нравственном воспитании населения.

Библиографический список

  1. «История религии»; Эльчпнинов, Эрн, Флоренский, Булгаков; М:Рудник, 1991.
  2. «История религий»; Крывелев И. А; М., 1976.
  3. «Религиоведение»; Гараджа В; М., 1994.
  4. «Православие»; Булгаков С.Н; М., 1991.
  5. «Русское православие: вехи истории»; Богданов А.П; М., 1992.
  6. «История русской церкви»; Никольский Н.В; М., 1983.
  7. Газета «Новая степь»; 3 февраля 2011 года.
  8. Газета «Новая степь»; 3 марта 2011 года.

 

ссылка на полный текст реферата  https://yadi.sk/i/4sekF6Cl3KLVo9

Категория: ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ | Добавил: agroteg (21.06.2017)
Просмотров: 487 | Теги: новоузенский техникум | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar