КРУЖКИ [1] |
СМОТРЫ-КОНКУРСЫ [10] |
ПРАКТИКА [29] |
ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ [86] |
Главная » Статьи » КРУЖКИ, СЕКЦИИ, СОРЕВНОВАНИЯ » ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ |
ГАПОУ СО «Новоузенский агротехнологический техникум» Милованов А.Б., педагог дополнительного образования Как относиться к масленице «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно». Свт.Тихон Задонский(+1783) Достаточно распространено мнение, что масленица – это праздник (или обычай) скорее языческий, а не православный. Это не совсем так. Богослужебный календарь Русской Церкви называет православную сырную седмицу, имеющую полупостный по рациону, но вполне покаянный по своему назначению характер, термином «масленица». Эта последняя подготовительная седмица к Великому Посту. Начинается сырная седмица Неделей Мясопустной, после которой отменяется вкушение мясной пищи, ее еще называют неделей о Страшном Суде, потому что за литургией читается зачало о грядущем Божием Суде и воздаянии за добрые и злые дела. Завершается Масляница Неделей сыропустной (Прощеным воскресением). В субботу на этой неделе за богослужением вспоминаются святые, прославившиеся в посте и молитве, тем самым Церковь приводит своим последователям для подражания образцы поста, молитвы и покаяния. Эта подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы. Масленица – это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Пасха у исповедующих христианство восточного обряда бывает не по числам, поэтому и Масленица также устанавливается не по числам.
Строго соблюдающие диетическую сторону поста отказываются на этой неделе от мяса и едят только яйца и молочные продукты (откуда и название этой недели). В этом – последняя ступень подготовительного воздержания. Как сформировался подобный устав дисциплины потребления пищи? Обратимся к литературным источникам. В первую очередь к исторической церковной книге «Синаксарь» (от греч. «синаго» (sunagw) — сводить, собирать) — собранию сведений о празднике или о каком-нибудь святом. Собрание таких синаксарей составляет книгу, называемую Прологом. Итак «Синаксарь» повествует, что византийский император Ираклий (610 -640), после шестилетней изнурительной войны с персидскими войсками под предводительством царя Хозроя, дал обет - если одолеет их - не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом, то есть учредить такую (седмицу), по уставу среднюю между мясоедом и постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой устав.
Никифор Каллист Ксанфопул (ум. ок.1350) : «Я же думаю, что, может быть, и так произошло, а может быть, и она была задумана святыми отцами ради некоторого приготовления, чтобы мы, сразу перейдя от мяса и обильной пищи к крайнему воздержанию, не унывали и, кроме того, не повредили телу, но, медленно и понемногу отказываясь от жирной и сладкой пищи, как непривыкшие к узде кони, через отнятие пищи восприняли и удила поста. Таким образом, как душу (отцы) настроили притчами, так же искусно позаботились и о теле, понемногу удаляя препятствия к посту». Масленица не является только славянским праздником. В Европе размах весеннего праздника в той или иной стране зависит от того, какая христианская конфессия является преобладающей. Празднование равноденствия и наступления весны, почти прекратившееся во времена раннего средневековья, возобновилось с IX-X вв. под названием «карнавал» (по одной из самых распространенных версий это название происходит от латинского «carne vale» — «мясо, прощай»). Первые карнавалы начали проводить в Италии, оплоте латинского вероисповедания. До начала XVI в. Католическая церковь относилась к карнавалам терпимо, но затем сменила отношение на достаточно отрицательное — хотя до этого праздник отмечали даже в монастырях. При этом протестантское вероучение выступало против карнавалов гораздо решительнее, чем католичество. Протестанты боровшиеся с злоупотреблениями католичества, видели в карнавале масляной недели серьезного противника. В результате в Англии, в скандинавских странах и в областях Германии с преобладанием протестантов, масленичные торжества проходят очень скромно – в отличие от католических стран. Тем более что протестанты фактически упразднили все Церковные посты, а потому у них нет нужды в подготовительных неделях.
Масляница – это народное название сырной седмицы. Празднование имеет много добрых сторон. Трудно переоценить ценность и значение традиции посещать родственников в дни масленичной недели, что бы за общим столом забыв старые обиды разделить радость общения. Это, несомненно, сближало людей и гарманизировало взаимоотношения. В начале 17-го века о подготовке к Великому Посту в России француз Маржерет пишет следующее: «Великий пост соблюдают таким образом: в последнюю неделю перед ним, которая называется Масляницей , они мяса не едят, а едят сыр, яйца, молоко, масло: посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся если оскорбили каким-нибудь словом, или поступком; встречаясь, - хотя бы никогда прежде не видались, -даже на улице приветствуют друг друга поцелуем. Прости меня, пожалуйста говорит один, Бог тебя простит – говорит другой». С 32- 33. Смысл сырной седмицы – в постепенном переходе от обыденной жизни к великопостным «подвигам», которые, конечно же, у каждого христианина свои – и определяются его полом, возрастом, состоянием здоровья и профессией. В среду и пятницу даже не совершается Божественная Литургия (это в знак покаянной скорби), а службы суточного цикла, содержащие покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина, почти соответствуют великопостным. Эта отличительная черта постного богослужения сильно повлияла на творчество великого русского писателя А.С.Пушкина. Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…», созданное им в конце июля 1836 года, относится к позднему творчеству автора. Оно включено в «Каменноостровский цикл» под римской цифрой II. Из всех произведений, вошедших в эту серию, Александр Сергеевич пронумеровал только четыре. «Подражание италиянскому» (III) рассказывает о предательстве, совершенном Иудой. В «Мирской власти» (IV) речь идет о распятии Христа. В произведении «Из Пиндемонти» (VI) повествуется о надмирной свободе художника. В основу стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны…» положена молитва, автором которой считается Ефрем Сирин, христианский богослов и поэт, живший в четвертом столетии. Ключевая раскрываемая им идея – идея покаяния. Молитва, которую использовал Пушкин, — покаянная. Христиане читают ее в дни Великого поста. «Отцы пустынники и жены непорочны…» — гимн покаянию, которое несет за собой радость, духовное перерождение, позволяет по-другому взглянуть на прошлые ошибки. Отцы пустынники и жены непорочны, Молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь». Сложившийся на Руси обычай проводить масленую седмицу с блинами вполне соответствует особенностям национального благочестия. В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие.
«Вечером воскресения во всех храмах совершается Чин прощения. Все верующие испрашивают друг у друга прощения, чтобы войти в дни Великого поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди египетских пустынников, которые в последний день перед постом вместе молились, и, испросив друг у друга прощение, расходились в уединенные места пустыни, и проводили святую Четыредесятницу в аскетических подвигах, Начинается заговенье на Великий пост». — поясняет Председатель Информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви епископ Ирпенский Климент .
Таким образом основными идеями проведения масляницы, с точки зрения Церкви должны быть – покаяние, как изменение образа мыслей и пересмотр строя жизни, примирение и прощение, а так же милосердие и забота о нуждающихся. Та разгульная обрядность, во многом искусственно возрождаемая сейчас под видом возвращения к «народным традициям», на сегодняшний день дает возможность нам констатировать тот факт, что подобные попытки возрождения Масляницы не только не соответствуют смыслу идей покаяния и милосердия, но и зачастую противоречат им. На Масленой неделе в нашей законодательно светской стране начинают полыхать костры, в том числе и на школьных дворах. Вместе с поеданиями блинов, играми и прочим весельем сжигание чучела Масленицы стало одним из атрибутов праздничных гуляний. Может ли подобное действо нанести психологический вред ребенку? Екатерина Бурмистрова, семейный психолог: «Если школьники делали Масленицу своими руками, раскрашивали, украшали, а потом видят, как ее сжигают — это может быть для них сильным стрессом. У детей этого возраста «мистическое» мышление, они все одушевляют. И получается, что они сжигают одушевленное существо… Зрелище, явно не полезное для детской психики. Для школьников вообще эта акция — бессмысленнее действо на грани хулиганства, сродни поджигания мусорных бачков и скамеек. Дохристианские времена прошли. Символический смысл сжигания чучела утерян. Остался нехороший, дурной фольклор, совсем не нужный человеку, живущему в христианскую эпоху».
Лидия Сиделёва, психолог, главный редактор женского консервативного журнала «Матроны. РУ»: «Можно, конечно, притянуть за уши проводы зимы. Но зачем зиму обязательно сжигать? Чему это может научить? Немотивированной агрессии? Сначала мы делаем нечто, а потом сжигаем и радуемся? Сначала строим, а потом ломаем? Сначала созидаем, а потом разрушаем, совершенно бессмысленно и беспощадно? Дети чувствительнее нас, и как они должны реагировать, когда им предлагаем радоваться разрушению и смерти?... Блины и чучело могут дать иллюзию связи с нашей историей, с традицией, которую на протяжении стольких лет выжигали калёным железом. Мы — нация, уставшая от сказки о новом мире, который придёт на смену старой, никчёмной, полной горя и притеснений действительности. Вот только одновременно продолжаем в эту сказку верить, постоянно пребывая в рутинном постоянстве, своеобразном дне сурка, из которого хочется выбраться хоть как-нибудь. Хоть чучело сжечь, и то разнообразие, и то отличие от обычных офисных или кухонных будней. С другой стороны, в нас жива тоска по старому, по традиционному и навеки ушедшему, но так и неоплаканному и не похороненному в муках скончавшемуся прошлому. Но только при чём здесь Масленица?» Евгения Андреева, психолог, Научный сотрудник Института Психолого-Педагогических проблем детства РАО: «Но при этом сжигание Масленицы — все-таки языческий обряд. Однако если говорить о школе, то в одном классе могут учиться как неверующие, так дети из христианских, мусульманских, иудейских семей. И если в школе во время празднования Масленицы сжигают чучело, то и у родителей разных детей может быть различное отношение к подобным акциям. Да и сами дети могут реагировать по-разному, в частности, эта реакция зависит от тех ценностей и отношения, которое существует в семье. Таким образом, важно иметь в виду, что для разных детей эта традиция может быть наполнена разными эмоциями и смыслом. Дети отличаются, в том числе, по темпераменту, своему психологическому настрою, чувствительности, и их реакция на обряд сжигания может быть также разной, причём более острой, чем на празднование Нового года или 8 марта. В некоторых семьях игрушкам приписывают какие-то чувства, что ей может быть больно, да и сам ребенок, в силу своего внутреннего восприятия, может так думать, и в этом случае сжигание чучела, которое все-таки напоминает куклу-девочку, может стать для него переживанием. В какой-то степени кукла-чучело может восприниматься ребенком как модель человека. А у детей есть способность идентифицировать себя с какими-то персонажами, ощущать те или иные ситуации через призмы чего-то личного. Поэтому если ребенок будет реагировать как-то особенно эмоционально, может быть, расстроится или испугается, важно поговорить с ним, разобраться, что именно вызвало у него такие чувства, подумать, что происходит в его жизни в настоящий момент. Вспомните, в книге и в фильме «Чучело» Ленка Бессольцева, увидев, что сжигают чучело, одетое в ее платье, бросилась в огонь — тушить, ей казалось, что хотят сжечь именно ее. И даже не в такой конкретной ситуации, как сжигание абстрактной Масленицы, ребенок может каким-то образом идентифицировать себя с происходящим». Профессор Давид Гзгзян, Преподаватель Свято-Филаретовского православного института, член Межсоборного Присутствия: « Но что касается вопроса о том, совместима ли Масленица с Христианством, то все зависит от приоритетов. В самом по себе трепетном ожидании весны трудно заподозрить что-то богопротивное, и никто из самых закоренелых поклонников Масленицы не видит в блинах символ солнца, если ему специально об этом не напомнить. Поэтому, если мы остаемся христианами во всех своих принципиальных вещах, то я задаюсь вопросом: что плохого будет, если мы при переходе от надоевшей зимы к долгожданной весне скромно отметим ее приближение?»
Подведем итоги. Масленицу, как традиционный славянский праздник, и масленицу (Сырную Седмицу), как последнюю подготовительную неделю перед Великим постом, объединяет три вещи: название (кто у кого заимствовал – не имеет значения); привязка времени празднования масленицы к Сырной Седмице; положительное отношение к традиции печь блины. Будучи приготовительной, сырная седмица исключает всякую неумеренность в еде. Её значению противоречит объедение и пьянство. На пороге тихих великопостных дней душа переживает радостный подъем, чтобы потом полнее испытать покаянное настроение. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993. Т. 1. С. 543–544). Маржерет Ж. Состояние Российской державы и Великого княжества Московского в 1606 году: - М. 1913. Книгоиздательство "Польза".
Никифор Каллист Ксанфопул: Синаксари Постной и Цветной Триоди. 2008.Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Никифор Ксанфопул// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: (82 т. и 4 доп). –Спб.,1890-1907 Святитель Тихон Задонский. Собрание творений (комплект из 5 книг). Издательство сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского.2009 Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10 томах. –М.; Издательство Академии Наук СССР.1962.
| |||
Просмотров: 404 | | |
Всего комментариев: 0 | |